БУШУЛЕЙСКАЯ  СЛОБОДА.

           В  синем  небе  величественно  парила  крылатая  птица. Вдоль  извилистой  дороги  среди  душистого  летнего  леса  мелькали  полыхающие  жаром  саранки,  нежно голубели  незабудки,  вплетаясь  в  букеты  с ярко  синими ирисами, а в  бархате  сочных  трав  высились всюду крутые  разновеликие  сопки. Здравствуй,  неразгаданный  Бушулей,  средь  древней,  но всегда юной земли  забайкальской!

         В  старину  церковь на  селе  зачастую  была  единственным  общественным  зданием,  потому  и  играла  она значительную  роль  в  местном  градостроительстве,  являясь  главным  объемным   высотным  сооружением,  доминирующим среди всего облика  поселения  на  фоне  окружающего  потрясающе  красивого  забайкальского  природного  пространства.  Впрочем, монументальные  формы,  массивные  купола, и вертикали  колоколен  всегда  выступают  акцентом  и ориентирами, пожалуй,  во  всех прошлых  российских  застройках.

        Сегодня ни  одна  из  многочисленных  церквей  Чернышевского  района,  кроме  Спасского  храма  в  Курлыче  не  дошли  до  нас  в  своем  первозданном  виде.  За  годы  существования  часть  из  них  была  перестроена, а другая часть,  к  сожалению, утрачена  безвозвратно.  Среди  них  и  некогда  красивейшая  обитель в  Нерчинской  области (1783-1805 г.г.) – церковь  Святой  Троицы  в  Бушулее.  Бушулей  назывался  тогда   Сухановской  слободой. 

 

фотографию предоставил краевед Егоров Ю.А. (с.Бушулей)

          Однажды в  том  месте,  где  река  Бушулей впадает  в  Алеур,  в далеком  1772 году  на  порожнем  месте поселился  среди тунгусов,  кочевавших  по  долинам  реки  Алеур, основатель  Бушулейской  (Сухановской)  слободы  выходец  из  купеческого  сословия – Кирилл  Васильевич  Суханов. Среди  дремучей  тайги  и  болот  православный  миссионер сам построил  здесь  первый  дом.  Тридцатилетний Кирилл  Васильевич  развернул  в округе Бушулея  широкую миссионерскую работу  с местным  населением. Он безотлучно  жил  со  своими  новокрещенными  эвенками,  обучая  их  хлебопашеству,  постройке  домов,  утверждению  православной  веры  и грамоте к иконостасному  ремеслу.  Уроженец  из  Коми города  Яренска    1741 года  рождения - Суханов К.В.  был первым  иконописцем  в  Забайкалье.  Обстоятельства  заставили  его оставить  родной  край, жену  и  бежать  в  Сибирь.  В  1768  году  он  появился  в  Нерчинске  со своим  другом  Василием  Ивановичем  Березиным,  выходцем  из  Великого  Устюга  потомственным  иконописцем. Вскоре  ктитор  Курлыческой  церкви Епифанов  пригласил Суханова  в Нерчинск,  с  которым  Кирилл  Васильевич  прибыл в  Курлыч,  и  принялся  за  постройку   второй  деревянной  двухпрестольной  Спасской обители. В  марте  1771 года  курлыченские  жители  просили  рекомендовать его в  священники  для  своей  церкви,  но  он  отказался.  Получив  деньги  за  постройку  храма,  Кирилл  Васильевич  Суханов,  неожиданно  для  всех  отправился  проповедовать  Христа  тунгусам,  поставив для  себя  одной  из  главных  задач  обращать местное  население (особенно  тунгусов)  в  православную  веру. 

        Уже в 1773 году  он  в своей  слободе  первым  открывает  русскую  школу  для  тунгусских  детей,  которая  может  считаться  первой  во  всём  Нерчинском  крае,  где  преподавателями  были  он  сам  и  его  лучший  друг В.И. Березин.   Тогда-то  некогда  кочевой   эвенкийский  народ,    сохраняющий  в  своей  аборигенной  культуре  культ  оленя,  медведя  и  ворона,  стал  обучаться  русской грамоте.

       В  начале  1775 года  основатель  слободы  поселил  в  своих  домах, вверх по  течению  реки  Алеур,  около  ста  человек  окрещенных  тунгусов,  и  добился  разрешения  на  постройку  здесь  первого  деревянного  храма  во  имя  Святой  Троицы.  Главным  исполнителем  храмового заказа  стал  его  вдовствующий  друг  Березин. Для  строительства  церкви  и на церковную  утварь Суханову  было  предписано получить  от  Нерчинска   1000  рублей  ассигнациями.

         Этот  храм  построили очень быстро,  и  на  земле,  издавна  принадлежащей  северным  аборигенам,  где  в  дремучем  лесу  живала  давным-давно всемогущая  шаманка  Бушулея,  а  на  берегах  Алеура  недалеко от  стойбищ  эвенков   висели  вниз  головами  подстреленные   «плохие  птицы» - вороны,  якобы  сообщающие  опасным  зверям  о  местонахождении  их стада,  появилась  русская православная  церковь.  Это  явление  понравилось  далеко  не  всем  местным  жителям  здешних красивейших  мест  нашего  района. Может  быть,  оттого в  1779  году  тунгусы  её  сожгли.  Впрочем, такова  была  судьба  многих  первых  забайкальских  церквей.

      Недолго  думая,  после  пожара  Кирилл  Суханов  отправился  в  Иркутск  за  разрешением    построить  в  слободе  на  прежнем  же  месте другой каменный  трехпредельный  храм.   Получив  согласие,  он принялся  за  строительство  дивной  по  тем  временам  обители.  Кирпич  для церкви  готовили  свои  крещеные тунгусы.  Вся  кладка  производилась  под  руководством  Кирилла  Суханова.  Иконостас  и  святые  образа  писали сам  Суханов и  его  друг  Василий  Березин. Известно,  что  вся  постройка  велась  на  собственные  денежные  средства  Кирилла  Васильевича. Уже  в  начале  1780  года  он  был  произведен  в  священники,  а  Василий  Иванович  Березин  отправился  в  Иркутск.  13  мая  1783 года  храм  Троицы  был уже  освящен.  «…Храм,  по  словам  видевших  его, был величественен  по наружности,  прекрасен  и  по  внутреннему  украшению».  «Иконостасы  во  всех  пределах  в  несколько  ставов,  резные,  позолоченные;  святые  иконы  лучшей  иконописной  работы», - писал  И.  Карелин  в  «Иркутских  епархиальных  ведомостях»  в  1880  году.  Звон  его  колоколов был  одним  из  лучших  в  Нерчинском  округе.  Всё  церковное  строение  было  обнесено  каменной  оградой,  которая  разрушилась по  архивным  данным к концу 1880  года.  Через  тридцать  один  год  со  дня  образования  Бушулейского  поселения  разрушилась  и  сама  Сухановская слобода  после  отъезда  её  оклеветанного  завистниками  создателя, по  доносу  из  Нерчинска. Но  это  уже была совсем  другая  история. Так  в  1803 году  в  62  года  Кирилл  Васильевич  навсегда  покинул  Бушулей  и  немедленно отбыл  в  город  Нерчинск,  где  его  оправдали  и  все  подозрения с  него были сняты,  но  в  Бушулейскую  слободу  он  уже  никогда  не  вернулся.    

Малахова О.А. – сотрудник  краеведческого  музея п. Чернышевск. 

 НАЗАД В РАЗДЕЛ