ИНТЕРВЬЮ О ТРАДИЦИЯХ ВОСТОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

      В Чернышевском районе 25 февраля в селе Комсомолец впервые был проведён замечательный праздник  Забайкальского края – Сагаалган. На торжество пригласили не только земляков района - байгульцев, чернышевцев, жирекенцев,  но и гостей из Агинска.  Красивый праздник проходил в сельском Доме культуры.

 


Дом культуры села Комсомолец. Фото март 2012 год.

 

Официальную часть праздника открыли: руководитель администрации района, директор ГПЗ «Комсомолец», директор СПС «Байгульский», исполнительный директор Жирекенского ГОКа, глава сельского поселения «Комсомольское», а также  первый заместитель главы поселка Агинск. С концертной праздничной программой выступили артисты Комитета культуры Чернышевского района, а также  гости из бурятского национального округа Агинск.  Звучали  замечательные песни на русском и бурятских языках, были показаны национальные танцы обоих народов. Концерт, по словам очевидцев, был настолько хорош, что люди в благодарность за полученное удовольствие после выступления талантливых мастеров сцены подходили к ним за автографами. 

    С местным краеведом – Пушкаревым Борисом Ивановичем мы побывали в селе уже после праздника, с единственной целью узнать некоторые подробности бурятской культуры,  устои, обычаи  и праздничные ритуалы азиатов из первых уст местного населения в Комсомольце. Дело в том, что первоначально село Комсомолец имело бурятское название Соктуй. Эта деталь  зафиксирована в архивных данных районного центра.  Конечно, большая часть бурятского населения в Чернышевском районе проживает в соседнем селе Комсомольца – Байгул, но очень хотелось верить, что и сегодня еще бывшие соктуйцы помнят и, наверняка, знают некоторые   национальные бурятские обычаи. 

      Судьба привела нас к молодым учителям Баиру и Баирме средней общеобразовательной сельской школы. Хозяин семьи, Баир дал нам очень интересное интервью, которое мы решили разместить на  своём музейной сайте в Интернете (Чернышевский краеведческий музей).

 


 

 И вот что он нам рассказал

-  Весь бурятский народ, несомненно, любит праздник Сагаалган, праздник Белого месяца. Пришел он к нам от монгольских народов, где Сагаалган был известен ещё до эпохи Чингисхана, когда было важно, чтобы Новый год открывал именно белый месяц, потому и почитался белый цвет, приносящий счастье.  К празднику буряты готовят обязательно белую пищу, на домашний алтарь преподносят тоже только белые продукты (саган эдеэн табаг): творог, сметану, холисо (творог, перемешанный с черемуховым вареньем и изюмом), зажигают «зула» (лампада). В день прихода Белого месяца в дацанах проводится обряд «Дугжуубэ». Это церемония духовного очищения, когда зажигается ритуальный костер, считается, что его пламя поглощает «Сор» - высокую пирамиду из сучьев, дров, реек, бумаг и так  далее.   Под молитвы ламы в «сор» люди складывают записки, лоскутки ткани – они являются как бы накопленным негативом уходящего года. Сгорая, эти вещи символизируют духовное очищение. В дацанах весь день и ночь проходят хуралы и заканчиваются они  в 6 часов утра, с приходом Белого месяца. В сельской местности, где нет поблизости храма, чтобы соблюсти древний обычай, нужно рано встать и затопить печь. В Сагаалган сначала чествуют старших, существует даже особый традиционный ритуал. Здесь приветствие выражает идею преемственности поколений: младший протягивает руки ладонями вверх, выражая готовность воспринять от старшего его знания, опыт, мастерство, а старший кладет ему свои руки, ладонями вниз. Этот жест означает, что младший будет всегда старшему опорой и поддержкой.  Младший при этом приветствии всегда слегка преклоняет голову, и добавляет слова «мэндэ амар!» (будьте здоровы!).

 

А как  у вас проходит новогоднее приветствие при встрече ровесников?

- Они здороваются правой рукой, придерживая руку левой. Ещё бывает приветствие двумя руками, как знак уважения друг другу. Самому уважаемому человеку у бурят принято преподносить хадак.

 

Что такое хадак?

-  Это шелковый шарф прямоугольной формы.  Его принято преподносить только очень важным и уважаемым людям. Здесь тоже существует свой сложный ритуал преподнесения и принятия его в дар. Самое главное тут помнить, что тот, кто дарит хадак, должен делать это двумя руками, причем руки должны быть вытянуты ладонями кверху, в знак открытости и добрых помыслов. Большими пальцами рук прижимают хадак. Принимать ритуальный атрибут нужно тоже двумя руками, ладонями кверху.  Потом хадак обычно складывают и кладут в верхний карман одежды.

 


 

Мы знаем, что эти шелковые шарфы бывают разного цвета. Расскажите, Баир, какое значение имеет каждый цвет у хадак?

-  Самый почитаемый у нас синий хадак, он считается цветом неба и олицетворяет дружбу.  Белый хадак считается цветом чистоты души человека, потому с этими шарфами всегда встречают Сагаалган. Красный хадак  - это цвет огня, несущий тепло и уют в дом. Жёлтый хадак – цвет солнца, богини Матери. Зелёный –  цвет изобилия и богатства.

 

В дни Белого месяца совершается обряд запуска хий-морин – флажков «коней ветра удачи. Расскажите что это за символ такой в вашей культуре.

- Такой ритуальный флажок с изображением «коня ветра удачи» в центре этой вещицы, предварительно обязательно нужно освятить в храме. Если по вашему личному календарю ожидается плохой год, у бурят принято обращаться к ламе. Он  подскажет, куда и когда нужно вывешивать этот ритуальный атрибут, чтобы поймать удачу. Но его всегда нужно вывешивать обязательно только на высоте и в чистом месте, только тогда хий-морин сможет стать вам мощным защитником от несчастий и болезней.

 

Существуют ли среди вашего народа какие-то особенные семейные ритуалы в Сагаалган?

- Да, конечно! Как и у всех народов у нас принято в этот праздник дарить друг другу подарки. Подарком от родителей по наследству мне достался семейный национальный бурятский нож «хотом» и шелковый зеленый пояс-кушак.

  

 

К этой семейной реликвии приложением служит ещё и крупная белая раковина, которая с помощью шнура должна крепиться к поясу для ношения такого ножа.

 

А для чего нужна была человеку такая раковина?

-  Насколько я знаю, она служила в качестве горна. Все азиаты – хорошие скотоводы чабаны, и этим объясняется многое. Чтобы дать о себе знать издалека, как знак, что я нахожусь здесь, использовались такие раковины.

 


 

Насколько нам известно, в качестве ритуальных подношений своим божествам азиаты преподносят так называемых «восемь драгоценностей», которые выражают собой восемь качеств, присущих учению Будды. К ним относятся – зонт, который отражает злые помыслы; две рыбы, как река духовного освобождения; сосуд с напитком бессмертия; узел, как символ изменчивости; колесо Драхмы, как колесо Учения. Раковина использовалась в качестве трубы и символизируется с пробуждающейся природой  Учения. А что означает лотос в этой символике?

-  Лотос является символом мудрости. Почитание лотоса пришло к нам из Тибета, а в Тибет из Индии, где он считается символом чистоты, красоты и совершенства. Обычно троном Будды служит огромный цветок лотоса, на котором изображены солнце, как женский аспект и луна, как мужской аспект энергии. Другим женским символом у буддистов считается колокольчик.

 

В бурятской культуре принято украшать деревья цветными ленточками, с чем это связано?

-  Коренные жители края, буряты, встречают Сагаалган по восточному календарю. Этот календарь разительно отличается от общепринятого в мире – григорианского, по которому отмечают праздники русские люди. По буддийским представлениям – дерево своими корнями уходит глубоко в землю, что соответствует в буддийской вере  нижнему миру. Ветви дерева тянутся в небо, что олицетворяет – верхний мир. Иными словами – это малый храм. Кстати, березка, украшенная цветными лентами – это непременный атрибут шаманских мистерий в Бурятии. Бурятская культура  – это смешение язычества, шаманизма и буддизма.

 

Персонаж праздника Сагаалган в Бурятии - Белый Старец, это почти как Дед Мороз у русских. Он одет в белые одежды в национальном бурятском стиле, у него белая шапка и борода, но почему в восточных преданиях по описанию у него арийский тип лица?

- Этот персонаж существует более двух с половиной тысяч лет, и родился он не на берегах Байкала, поэтому  он не может быть похож на старика-бурята. Сагаан Убгэн – добуддийское божество, то есть культ его существует на Земле уже давно. В 18 веке он был включён в пантеон божеств северного буддизма.  Сагаан Убген (Белый Старец) почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья и семейного благополучия. Считается, что он приносит в дом покой и мир, а также успех в делах. 

 

У бурятского народа написано  много историй и легенд о ваших почитаемых божествах. Не расскажите нам, Баир,  предание о Белом Старце?

-   О Сагаан Убгэн сложено действительно много притчей. По одной из них, Будда во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Когда он поговорил с ним, то убедился в мудрости и могуществе Белого Старца. Тогда Будда повелел своим ученикам почитать его. В другой версии рассказывается, что Сагаан Убгэн родился стариком. Его мать, будучи на сносях, не дала напиться бурханам. Вот они в отместку за это  заморозили её чрево на сто лет. По другому сюжету Белый Старец, преследуя оленей, попал в пещеру одного отшельника, который убедил его отказаться от охоты на живых существ и принять Учение.   В книге Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей» есть ещё одна версия, где его представляют как повелителя диких зверей, людей и пространства, а ещё гор, земли и воды.

 


 

Село Комсомольское. Фото – март 2012 года.

 

И ещё один завершающий вопрос, Баир. К празднику бурятского нового года, который длится целый месяц, у предков вашего народа было принято шить новую одежду, где цвет это – благопожелание. Как у бурят называется  такой национальный халат?

-  Буряты по праздникам облачаются  в дели пошитые нашими мастерицами. Как правило,  у каждой женщины, которая умеет шить дели, такая вещь неповторима, где каждая деталь красноречива. Мир в таких красках нам кажется  живым, ярким  и по- настоящему праздничным.

 

       Чем больше мы слушали своего собеседника, тем больше хотелось ещё узнать о других  деталях неподражаемой восточной культуры. Что и говорить,  нам  вместе жить на земле забайкальской, и  нужно строить культурные добрососедские отношения друг с другом, а для этого людям, как минимум, нужно знать историю своего края. А чтобы понять тонкости восточной культуры, её древние традиции так важно сегодня уважительно относиться к возрождению древних культур, чтобы поддерживать духовную общность и согласие в нашем многонациональном крае. Пусть Белый месяц подарит забайкальцам  удачу, счастье и благополучие!

 

Интервью провела  - О.А. Малахова

Фото авторские.