ХУДОЖНИКИ СЛОВА ЗЕМЛИ ЧЕРНЫШЕВСКОЙ

 

«Публикуйся или погибай!»

Э. Резерфорд.

 

            Всегда легко критиковать любого автора, но по-настоящему трудно бывает достойно оценивать его труды.  Исходя из этого, сразу же  приходит вывод, что у писателя должен быть только один Учитель – это его читатели, а не критики. Только они способны по достоинству оценить автора -  честно и без предрассудков, то есть своей любовью или же наоборот своим полным непринятием.  Ведь настоящий писатель, на мой взгляд, это тот человек, который видит и замечает то, что просто не дано видеть другим людям. Именно это видение и заставляет нас читателей думать и будит наше человеческое воображение.

     Мудрые люди считают, что Родина у человека там, где его библиотека. «Родному Чернышевску от автора – Пищугина Владимира. 25.04.2012 г.» - эта надпись красуется на нескольких книгах  новой библиотечки краеведческого музея, собираемой музейщиками с 2011 года - интереснейшего фонда  словесного искусства художников слова  Земли Чернышевской.

     Не профессиональный писатель – Пищугин Владимир Васильевич родился на станции Чернышевск - Забайкальский. Семья нашего земляка прибыла в Забайкалье из Воронежской области, сыскав своё пристанище, в этом таёжном красивом краю, уехав от голода и нищеты родных мест. В нашем поселке  он окончил среднюю школу №2 (бывшая школа №43). Работал простым рабочим в вагонном депо, а после окончания Читинского педагогического института им. Чернышевского вернулся работать учителем в село Старый Олов. Вскоре его назначили директором Старо-Оловской восьмилетней школы Чернышвского района.

Краткая характеристика писателя Владимира Пищугина.

 

Однажды оставив родные места, писатель переехал на другое место жительство в Улетовский район Забайкальского края. 

   Владимир Васильевич является автором трех книг: «Родные дали»; «На Ингоде-реке»; «Юго-западнее Читы» и соавтором сборника литературного клуба «Вдохновение» Улётовского района – «Струны души».

  В своих воспоминаниях о родном Чернышевске краевед и историк Владимир Васильевич в книге «Юго-западнее Читы»  2003 года выпуска (стр. 15), пишет: «В юности в окрестностях рабочего поселка Чернышевск-Забайкальский я нашёл половину левой нижней челюсти мамонта, бивень длиной 2м 40 см, который торчал со дна оврага глубиной 7 метров. При раскопке на глубину 40 см наиболее тонкая передняя часть животного разрушилась в труху, а остальную часть удалось извлечь полностью и привезти домой, затем часть своей находки передать в школу. Это были  огромные конечности передних и задних ног, две части рога носорога, конечности бизонов, рога бизонов и другие фрагменты скелетов животных.

    Интересно то, что кости бизонов так хорошо сохранились, будто пролежали всего несколько лет. Местные гураны – потомки от смешанных браков эвенков и русских, проживавших в селах Старый Олов, Новоильинске, Утане, ещё в начале ХХ века называли этих бизонов не иначе как гаур, хотя они были уже ископаемыми. Интересно и то, что и по сей день село, лежащее западнее Чернышевска, называется Гаур. Возможно, что уже в историческое время эти животные паслись на степных просторах Чернышевского, Нерчинского районов, и были съедены позже, чем мамонты. Гора мяса на всю суровую зиму для рода после удачной охоты на этих крупных животных была гарантом выживания. Стоит взять на заметку то, что часть названия народов мощного родоплеменного союза сяньби-шивей (люди, принадлежавшие к маньчжурской языковой группе), закрепились с тех пор, в названиях населенных пунктов – Шивия, в Чернышевском, Шелопугинском и Калганском районах».

    Читая такие интереснейшие подробности о Земле Чернышевской, хочется сказать слова благодарности автору за то, что он, не забывая своей малой родины, подробно излагает очень интересные факты древней истории нашего района для широкого круга читателей. Всегда приятно пользоваться книгами, в которых есть что почитать, а не теми у которых только хороша обложка. Чтение интересующих нас книг всегда открывает нам краеведам затаенные в нашей собственной душе мысли и от этого сердце просто радуется. По-моему,  говорить и писать стоит только для того, чтобы просвещать людей.

      В поэтическом сборнике Владимира Пищугина «Родные дали», в работе автора «Из века в век», тоже есть не менее интересные краеведческие факты нашего поселка. Вот эти, к примеру,  строки,  наверняка будет приятно почитать и нашим землякам.

«Пока не поздно, решено

В Сибирь, до Старого Олова

Добраться. Видно, суждено.

Да растряслось в пути хозяйство.

Решили выучить детей,

Не то чтоб вылезти в начальство,

Чтоб были не глупей людей.

И вот в поселок Каганович

Переселенческий обоз,

В одну телегу старый мерин,

Скарб нищий за день перевез.

Отец там стал тогда рабочим,

Иван на станции служил.

Я там родился, между прочим,

И семеро мы стали жить.

Слепили домик понемножку

С перегородкой пополам,

Четыре маленьких окошка

И вид чудесный по полям.

Две улицы родились скоро.

Копай безмерный огород!

С тех пор прозвал наш Копайгород

Поселка старожил-народ.

За обособленность, далёкость

Его прозвали Сахалин.

Есть в двух его названьях емкость,

Хотя всегда он в них один.

Росли, работали, учились,

Мужали старшие сыны,

А по Европе уж катились

Пожарища большой войны».

     Сочинение стихов – это состояние души человека. Мне кажется, что Владимир Васильевич настолько влюблен в саму жизнь, в своё любимое дело, что эти чувства по-настоящему его окрыляют, переполняют и  выливаются в  душевное состояние автора излагать свои мысли по этому поводу  стихами. Можно себе представить, как  интересно бывало и бывает детям на его уроках  по истории или краеведению, слушая его такие замечательные и легко запоминающиеся стихи:   

«Я – казак Пашковской сотни,

Из Якутска мы идем.

Я и воин, я и плотник.

Мы острог здесь возведем.

От слияния Читинки

С быстрой горной  Ингодой

Вниз и вверх пробьем тропинки,

На Шилкар сплывем водой.

Здешних жён себе добудем

И займёмся делом всяк.

Кто-то рожь здесь сеять будет,

Кто с бурят взимать ясак.

Поп степенный, православный

Не замедлит тоже к нам,

Вон Пашков совсем недавно

Отпевал убитых сам».

    Исторические моменты идеологической борьбы с шаманством, противоборство за верующих с ламами с появлением русских в Забайкалье очень красноречиво отражаются в поэзии нашего земляка.

«Изыде, сатана!

Гнусны твои кривлянья.

Внушу тунгусам я

Святое послушанье.

По юртам их пройду,

Язычество нарушу.

Под веру подведу

И в их проникну душу.

В Доронинском, в Арте

Воздвигнем ныне храмы,

Тунгусы во Христе

Тропу забудут к ламам.

От места, что Кука,

До Салии далекой

Отныне на века

Не дремлет церкви око».

«От Красного Чикоя до Чернышевского, Могочинского районов на востоке нашей области, до Аргуни на юге по степному и лесостепному Забайкалью проживали эвенки-хамниганы, которые, как и буряты, разводили лошадей, овец, крупнорогатый скот. Занимались охотой, рыбалкой их было – около 30 тыс. человек.

В бубен громко бьет шаман:

«Белый люди – все обман.

Не ходите к ним, тунгусы.

Хитрый люди рыжеусый!

Шкурки – дай! Невеста – дай!

Желтый камень – тоже дай!

Этот рыжий, длинногривый

Поп гнусавый и плешивый

Тычет в нас своим крестом.

Уходите все добром!

В страшном гневе Кырырген,

Я шаман-абориген,

Напущу на вас заразу,

Чтобы всем вам сгинуть сразу!

Нет ни шкурок вам, ни жен.

В страшном гневе Кырырген.»

     Книги этого замечательного человека, по крупицам собравшего многие материалы краеведения Забайкальского края могут быть полезными работникам музеев, учителям истории, географии, школьникам, студентам и всем жителям нашего края и не только, но и всем тем, кто увлекается историей в целом.

    Читая полезные книги Владимира Васильевича, читатели найдут в них для себя много чего интересного нового и любопытного, особенно в разделах топонимики и древней истории Забайкальского края.  Чтение хороших книг – это как беседа с почтеннейшими людьми, притом ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей, просвещают нас, заставляют мыслить.

     Книги истории, как немые учителя беседа с которыми почти что путешествие, зовущее в интересные миры знаний о своей любимой Земле. 

 

НАЗАД В РАЗДЕЛ