КУРЛЫЧ – ДИКУША  ГОРЬКАЯ

 Многострадальная  наша  матушка  Русь  всегда  славилась  своими  великолепными  соборами,  их  золочеными  куполами  и  торжественностью  звона  колоколов.  От  красоты  такой  и  величия  старинных  храмов  просто  дух  захватывает.

      Направление  своей  поездки  мы  выбрали   в  сторону  села  Курлыч  Чернышевского  района.  Нам  подумалось,  что  Курлыч  от  производного  сочетания – журавли  курлычут,  или  что-то  связанное  с  этим.  Но  всё  оказалось  далеко  не  так.  Степной  пейзаж  дороги  ближе  к  глухой  деревеньке,  практически  отрезанной  от  внешнего  мира,  сменяется  великолепием  смешанного  леса  и  часто  встречающихся  каменистых  сопок.  Непредсказуемость  пейзажей  в  сочетании  тех  природных  красок,  которые присущи  Забайкалью в  этих  местах  восхищают  и  одновременно  манят  ожиданием   чего-то  непредсказуемого  впереди.  И  вот  оно  чудо!  На  фоне  сиреневого  грозового  неба  и  крутых  сопок,  покрытых  лесами,  на  окраине  маленькой  вымирающей  деревеньки,  открывается  великолепный  вид.    На  первый  план  проступает  вперед  в  гордом  грациозном   молчании  храм  Курлыченской  Спасской  церкви.  Это  похоже  на  сказочную  картину,  которую  талантливой  кистью  написал  именитый  художник.

   

 Пылкое  любопытство  заставило  нас  подъехать  к  этому,  теперь  уже  просто  памятнику  архитектуры  прошлых  лет.  Церковь   стоит  в селе  на  пологой  возвышенности  и  своей  тонко  продуманной  архитектурой  притягивает  восхищенные  взгляды  чужаков.  Кованные  решетки  на  окнах  хорошо  сохранены,  в  некоторых  оконных  проемах  видны  фрагменты  стеклянной  мозаики  в  духе  прошлого  времени.  На  куполах  храма  величественно  смотрят  в  небо  три  креста,  когда-то  расставленные  народными  творцами  этого  красивейшего  сооружения.  Своей  церковной  архитектурой  эта  обитель  очень  напоминает  самый  старинный мужской  монастырь  не  только  в  Забайкалье,  но и  на  всей  территории  России  от  Енисея  до  Тихого  океана,  что  стоит  в  селе  Калинино  бывшем  Монастырском  в  соседнем  Нерчинском  районе.    Заброшенную  церковь  вместе  с  деревенским  зернохранилищем  окружает  деревянный  забор.  Напряжение,  связанное  с  ожиданием  встречи  со  святым  таинством  этого  собора  сменилось  поиском  какого-нибудь  лаза  в  ограждении.  И  вот  цель  достигнута.  Одна  из  широких  досок  в  заборе  держалась  лишь  на  одном  верхнем  гвозде.  Возле  окна  церкви,  которое  было без  стекла,  был  приставлен  широкий  и  достаточно  высокий  ящик,  служивший  лестничным  входом  в  её  пустое  пространство.  Попав  внутрь  здания,  мы  испытываем  необычное  чувство  необъяснимое  в  словах.  Торжественность  высоких  сводов  уникального  памятника  церковной  архитектуры  заставляет  почувствовать  дыхание  былых  исторических  событий  в  этом  полном  опустошении.  На  деревянных  обналичниках  арочных  проемов  кое-где  очень  хорошо  видна  работа  народных  умельцев.  Фрески  на  стенах  столетнего  храма  отсутствуют,  потолочный  купол  окрашен  в  темно-голубой  тон.  В  старинных  округлых  проемах  внутри  здания  местами  вставлены  уже  современные  оконные  блоки  со  стеклом,  что  говорит  о уже проводимых    здесь,  но  не  законченных  реставрационных  работах.  Входы  в  церковь  украшают  три широких  высоких  белых  лестничных  марша.  Когда-то  давным-давно  в  этом  старинном  храме  у иконостаса  совершались  службы,  здесь  венчались  молодожены,  здесь  же  принимали  крещение  младенцы,  а  по  этим  белым  нарядным  лестницам  поднимались  люди,  пришедшие  сюда   из  разных  деревень  округи,  чтобы  исповедоваться  или  просто  помолиться  и  поставить  свечи  своим близким  и  родным людям.  Это  не  значит,  что  жизнь  была  чище,  лучше,  нет.  В  народе  всегда  были грехи,  но  было и  место  для  покаяния.  Давно  в  средине  1800-х  годов   деревня  Курлыч  была  большой  красивой  казачьей  станицей.  У  стен  местной  святыни по  праздникам собирались  бравые  казаки  при  всем военном параде,  несшие  службу  ратную  по  береговой  охране   судоходной  реки  Шилки.   А  потом проходили казаки  строем  с  громкими  песнями  по  центральной  улице,  привлекая  внимание  всей станичной   округи. У  церкви  при  всем  честном  народе  они  торжественно  принимали  присягу.  Нарядные   казачки  несли   в  церковь  своих  родившихся  детей,  чтобы  их  непременно окрестить,  как  полагалось  по строгим   правилам  казачьих  устоев.  А  сегодня  униженный  и  оскверненный  храм  смотрит  в  небо  своими  дырами  в  куполах,  скорбно  взирая  на  спивающихся  потомков былых  казаков,  и  грустно наблюдает совесть  из  окон  разрушающейся  поруганной  обители  за  людьми  в  надежде,  что  страна   очнется когда-нибудь  от  глупости  разрушать  памятники  своей  исконно  русской  духовной  архитектуры  и  истории. 

         Вёл  строительство,  некогда  красивейшей  обители  с  мотивами  древнерусской  архитектуры,  единственной  подобного  типа  в  Забайкалье, широко  известный  в  Забайкалье  читинский  архитектор  Г.В.  Никитин – выпускник  Петербургской  Академии  художеств.    Проект    архитектуры  Спасской  церкви  в  селе  Курлыч  был взят  с  работ талантливого  архитектора   Г.Б.  Шплета. Кованные  оконные  решетки  и  кресты  изготовил  для  церкви  редкий  умелец  Ф.Е.  Бочаров  (энциклопедия  Забайкалья). Декоративный  фасад,  шатры,  опоясанные  кокошниками,  пятигранная  аспида  с тремя  приделами,  четкое  обрамление  порталов – всё  это  придаёт  церкви  просто  сказочный  вид. Церковь была  построена  с  колокольней  и  трапезной.  Восьмирик  звона  у  церкви торжественно  завершается шатром  с  главком. В  канонах  православного  христианства  было  не  принято  ставить  памятники,  зато  существовал   обычай  увековечивать  исторические  события,  связанные  с  победами.  Вот  для  этой  цели  и ставили  на  Руси  храмы  и  часовни. Потому  церкви у  русских  людей  это,  не  что  иное, как  памятники  русской  культуры  и  градостроительства.   Уникальный  экземпляр  красивейшей  архитектуры  в  селе  Курлыч  создан  в  стиле  московского  барокко  и  не  имеет  себе  аналогов,  кроме  церкви  Покрова  в  Филях,  построенной  в  1693  году  (данные  Интернета).

 Продолжение на следующей странице   

О.А.  Малахова – сотрудник  районного  краеведческого музея п. Чернышевск.

 В материалах сайта использованы главы сборника очерков «Сохатая река» автора О.А. Малаховой.   

 НАЗАД