КУРЛЫЧЕНСКИЙ  СТРАЖ  

ЗЕЛЕНОГО  ХРАМА

 

       Географы редкие удивительные скалы называют именем – «столбы». В далекие времена эвенки, буряты и другие народности поклонялись этим необычным скалам, считая их земным воплощением богов. В разные времена люди приносили жертвы суровым каменным великанам, охраняющих тайгу и её сокровища, думая, что их помощь принесёт удачу. Да и как не поверить  в божественную природу Столбов, если их очертания действительно напоминают то фигуры или головы людей, то зверей или птиц, то мифических животных из народных сказаний, а то, например, каменные древние укрепления, впечатляющие своим суровым величием.   Пожалуй, правду говорят, что в других землях просто не дано увидеть такого зрелища.  Забайкалье – это  Планета природных чудес, нечто глубинное и неподражаемое. Огромное множество разных эпитетов можно дать этому редкостному красивейшему краю.

     В Нерчинском районе в окрестностях села Шивки, что находится на правой стороне реки Шилки недалеко от сохранившего старейшего мужского Успенского монастыря, которому в августе следующего года будет триста лет,  высятся изумительно красивые каменные Стариковы Столбы. Высота их такова, что в солнечные дни их даже хорошо видно из города Нерчинска. Местные старожилы этих мест рассказывали нам, что в своё время на этих Столбах жили монахи, а в  каменных лабиринтах Столбов где-то до сего времени хранится клад самого богатого и знаменитого на всю Россию  и не только нерчинского купца Кандинского. 

      Спасский величественный Столб, похожий с одной стороны на мифического Дракона, с другой на Женщину-воина, а с третьей на древнее каменное укрепление, находится в окрестностях старинного, в своем прошлом казачьего села Курлыч в замечательном душистом бору. Своей величиной и некой мистикой этот Столб восхитит не только художника, но даже непоколебимого скептика.  Тут  невольно подытожишь, что Природа воистину  великая мастерица на чудеса!

       Поднявшись на одну из самых крутых высоких гор хвойного майского леса, недалеко от богатого своей интереснейшей историей села Курлыч, я делала фотосъемку  весенней природы. Поляны подснежников (сон травы) среди соснового молодняка и каменистых выступов сменялись яркими пейзажами только что распустившегося забайкальского рододендрона, всюду слышалось родное пение лесных птиц среди зеленого шевеления  хвойного леса. Причудливые огромные дырявые камни, как результат тысячелетней работы ветра дождя и снега, манили меня всё дальше и дальше на очередную верхушку  в малахитовую даль возвышенности бора. 

 


     С неожиданно громким треском,  свалившаяся с вековой сосны сухая лесина заставил меня резко обернуться назад. И о чудо! Величественно возвышаясь над  зеленым океаном  курлыченкой тайги, прямо на меня сверху вниз смотрела просто гигантская каменная голова древнего  динозавра. Я вскрикнула, а перед глазами живо поползли кадры известного всем фантастического фильма о затерянных мирах – «Парк юрского периода». Как и в фильме, этот  окаменевший великан, похожий на царствующего мифического дракона над лесом, пожалуй, любого туриста заставит  здесь вздрогнуть от  этой экзотической неожиданности, рожденной Землей-матерью в минуту молодой шалости. Хищный щелистый Столб, колотый грозами и каленый сибирскими холодами, мытый ливнями и проливными дождями, лизанный забайкальскими ветрами, как  неподвижный молчаливый экзотический страж уже не один век, верно, сторожит  эту гордую местность земли Чернышевской.  Увидев подобное чудо природы своими глазами, просто остро начинаешь чувствовать ничтожество человека перед величием Природы.  В одной из красивейших легенд  о «столбах» есть такое умозаключение – « … каменные стражи устремились ввысь, ожидая, что будет вещать язык неба звездного. Многое бы рассказали камни, но их безмолвный язык мог бы понять только самый мудрый из человеков…»  

    Фантастические очертания горных красот «столбов» как на Алтае, и на Урале, как на Кавказе и на Хибинах, никого не оставляют равнодушными. Так как же образуются эти удивительные экзотические скульптуры?  Их изучали многие исследователи, но более подробно их описал в своих трудах геолог А.П. Чихачев ещё в 1842 году. И вот что он пишет: « …над их созданием сначала потрудились титанические силы огненных недр Земли. В девонском периоде, четыреста миллионов лет назад, расплавленная магма рвалась из глубины, но не смогла вырваться на поверхность и застыла в трещинах и пустотах осадочных горных пород, залегавших на поверхности. Потом за дело взялись солнце, ветер и вода, постепенно разрушившие известняки, сланцы и песчаники, вмещавшие магматическую породу. И тогда эта порода – заполнявшая самые разные по форме полости в осадочном чехле, оказалась снаружи. С прочными боками скал разрушительные поверхностные силы не справились, оставив их торчать в виде причудливых каменных «столбов».

      Глядя на суровую красоту Столбов, с трудом верится, что это природа, а не резец гениального скульптора, трудилась над каменными великанами - столбами, придавая им разнообразные формы.  Колоссальные каменные руины часто воодушевляли поэтов на  стихи, например, как эти: «Пенье послышалось тихо, торжественно, грустные звуки по лесу лились…    уж не жрецы ли для песни божественной,  в полночь на скалах к огню собрались?»

 

    Ученые доказали, что «столбы» растут в результате выветривания и смывания пород с поверхности земли.  В результате этого трещины  расширяются, образуются ниши, козырьки, пещеры, кресла, стаканы, качающиеся камни и тому подобное вещи. А ведь ещё каких - то 200 миллионов лет назад на этом месте, возможно, были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, растительность, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы. Изначально рассыпались слабые породы.  Твердые же разрушались меньше, потому и смогли они сохраниться до наших дней как, например, наш курлыченский  «Динозавр», пугающий путника своим  хищным видом и огромными размерами. Как притаившийся  сказочный Змей-Горыныч  он осматривает свои  владения и днем и ночью с высоты  главного Стража.

 

На пике высоты прямо, на камнях Курлыченского «столба» растут  березы. Май 2012 года.

    Курлыченский или Спасский (по прошлому названию казачьей станицы) «столб»  с другой его стороны похож на  гигантскую пирамиду, на плоской вершине которой растут …сосны, белоствольные березы, душистые лиственницы.  Высота этого «столба» около 1000 метров над уровнем реки Курлыч, откуда видны необъятные просторы здешних удивительных мест.  В бинокль вы увидите не только знаменитое село Курлыч с красивейшим каменным Спасским храмом, но и краешек соседнего Наринзора Сретенского района. На эти каменные громады, несомненно, приезжали дивиться и казаки, основатели  Спасской станицы. Сегодня эта экзотика напоминает музей под открытым, почти всегда, синим забайкальским небом, куда не скучно приехать и в сотый раз.  Просто замечательно было бы привезти сюда друзей и гостей, чтобы с достоинством показать эти красоты и послушать, как они будут «охать» и «ахать», поднимаясь  на эту гордую величественную Высоту. А ещё рассказать, как древние жители этих мест приносили,  жертвы столбам, вымаливая у них удачной охоты или рыбалки или же какой другой благодати. В таких уединенных местах довольно часто обитали монахи отшельники и прятали клады купцы и богатые кулаки. Кстати, из рассказа одной местной долгожительницы села Курлыч - Любовь Флегонтовны, где-то в этих окрестных горах спрятал однажды свои  деньги кулак Федор Корякин, которого в смутные времена, вместе, с женой сослали на Шахтому на рудники, откуда, они уже не вернулись.  Поведать также можно, что Столбы всегда были любимым местом для нелегальных собраний, митингов и мест укрытия лидеров революционных  событий. Приезжие, наверняка, будут разевать рот от этой глубокой неподражаемой забайкальской красоты, получая при этом ещё и необъяснимую радость,  а также, возможно, будут с интересом слушать  некоторые подробности  давно минувших дней.

    Скалолазание  на Столбы одно из любимых досугов многих людей, особенно молодежи. Природа сама предлагает здесь некий «тренажер» для выработки навыков покорения горных вершин. Любой человек, сумевший забраться хотя бы раз на «столб» навсегда «заболеет» скалолазанием, и пока путешественники только любуются фантастическими очертаниями причудливых гор, «столбисты» штурмуют их склоны.  Попробуйте и вы свои силы. Это действительно просто здорово!

 

     Многие ясновидящие говорят, что Столбы – это эфирные обители Учителей Света и именно здесь проливается Небесная Благодать на людей. Туристы, побывав на Столбах уносят домой в душе и в своем сердце ту Великую Благодать и радость, которую им дарит эта Небесная Обитель, здесь работают Небесные Магниты, очищая души людей настолько, насколько люди сами того хотят. Не потому ли  коренные аборигены считали Столбы святилищем? Храмом, где они произносили молитвы Всевышнему. По божественному учению о «столбах» пишется так: «…на Столбах серебряная нить жизни - день и ночь пульсирует в этом пространстве, возгоняя и опуская токи жизни с Земли и на Землю». Ученые же убеждают нас, что: «…вокруг нашей Земли существует невидимый защитный электромагнитный каркас, как и вокруг любого космического тела (планеты, звезды, астероида и т.д.), который даёт возможность небесному телу жить в Беспредельности, как бы автономно, то есть даёт сцепление частиц, чтобы жили небесные тела.  

Во всяком каркасе есть узловые точки. Одной из таких точек невидимого каркаса Земли являются «столбы». Земля через такие точки получает питание от Солнца, от Звезд, от Беспредельности».        Не потому ли в таких местах человек ясно чувствует прилив жизненных сил? И не зря воспеты «Столбы» в народных сказаниях и песнях. А наличие, например,  магнитных полей в курлыченском лесу очень хорошо демонстрируют  с искривленными стволами  «танцующие» деревья. Погуляв по такой рощице можно избавиться от многих болезней. В Прибалтике, например, пребывание в таком «танцующем» лесочке стоит туристам не малых баксов, а у  нас  попав в места силы, воспетые предками, в плане оплаты за природное лечение всё в точности до наоборот.

 

    Для любознательных людей Столбы – это просто геологический памятник природы. Коренным народам забайкальской земли эти каменные великаны служили идолами.  В иных местах в былые времена существовало  даже табу, запрещающее  приближаться к каменным столбам, исключая вожаков-шаманов, которые жили здесь,  совершая  ритуальные  обряды. То, что  в окрестностях села Курлыч живали встарь шаманы, указывает название  одной пади – ложбины между гор, называемой местным населением «Чиндырихой».  В топонимике В. Балабанова «В дебрях названий» (стр.93), эвенкийское слово «чиндант»  переводится как, «место, назначенное для погребения шаманов».  А расположенная поблизости от  Столба падь  «Бичигтуиха» - ясно объясняет  историческую значимость  курлыченского бора, ведь  эвенкийское слово «бичига» по В. Балабанову  переводится - «расписывать».  Автор указывает (стр.46), что «Это название носит падь, где имеются писаницы, наскальные надписи,  рисунки древних аборигенов края…».  Да и само дерево – сосна, почиталась всегда у многих народов. Она являлась символом жизни, плодородия и бессмертия, и использовалась в различных ритуалах, обрядах и праздниках. Её использовали для погребальных костров, на свадьбах, из сосновой древесины вырезали скульптуры богов, ею склеивали предметы обихода, наконечники стрел и копий, она была составной частью бальзамирующих составов. При всем этом сосна – одно из древнейших лекарственных растений. 

      В низовье  курлыченского Столба, откуда мы его впервые увидели так близко, сохранилась  достаточно большая площадь, практически очищенной территории не считая некоторых странных камней, которая в своё время была чем-то застроена или использовалась как-то по назначению человека. Сегодня  это место  уже поросло молодым хвойным  смолистым лесом. За его спиной стоит стеной старый густой дремучий сосняк. Отсюда  между высохших  вековых деревьев можно рассмотреть в бинокль старинное село Курлыч. Некоторые сельчане говорят, что здесь некогда была смолокурня. Промысел этот развивался в России всегда только кустарным способом. Использовали смолу в качестве клея, использовали смолу для освещения, включали в состав зажигательных смесей, смолили ею морской такелаж. С появлением в Сретенске судостроительного   завода, где морской флот требовал всё больше смолы, такой вариант возможен. Известно также, что во времена Великого Петра была даже учреждена  смоляная повинность для крестьян.

 

     Есть и другое предположение об этом факте. Если учесть, что название села Курлыч от производного «курул», то по переводу толкового словаря живого великорусского языка В.Даля  – это переводится  как «храм». А по Большому словарю русских прозвищ Х.Вольтера и В.М. Мокиенко – «курул» значит «король».  Учитывая, что здесь на Столбе, как на святилище, было место очищения и духовного обновления для людей, а в лесу имеются лечебные места магнитными полями, да и в округе этой огромное количество красивейших пейзажных мест, где церемониальным местом восхода солнца является  сам Столб – здесь мог располагаться  некий большой храм.

     У монголов слово  «курук» означает «заповедная девственная природная территория». Такие заповедные земли охранялись специальными людьми -  «курукчи» (т.е. «страж заповедника»).  Их возглавлял главный сторож  «курукчи-чибаши» (М. Сатимбеков). Монгольское слово «курукчи» очень созвучно с названием села «курлыч». Все эти «заповедники» принадлежали ханам. В них запрещалось охотиться, ловить рыбу, рубить деревья, такие места нельзя было посещать без благословения.  В центре «заповедника» имелось место, огороженное большими камнями, установленными перпендикулярно земли – здесь приносились жертвы. Более того в народном эпосе «Огузнаме», составленном в 13-14 веках тюркскими племенами говорится: «…в заповедных местах пусть бродят куланы» (кулан – это дикий осёл, он занесен в Красную Книгу России).  Учитывая, что соседнее село Курлычи, относящееся к Сретенскому району называется Кулан, проясняется интереснейшая картина гипотезы истории этого местечка земли Чернышевской.  Не правда ли, уважаемый читатель?

 


      Есть и ещё одна редкая яркая особенность этого курлыченского хвойного леса. Не очень далеко от  Столба-Дракона находится почитаемая местным населением сопка Крестовка. В конце 19 века исследователь Г.Н. Потанин писал: «…вблизи священных мест совершались различные обряды торжества, которые проходили у «записа» - священного дерева (обычно это плодовое дерево), на коре которого был вырезан крест. В праздник, с крестным ходом, священник с прихожанами совершал здесь молебен от града и засухи; здесь же устраивали праздничные трапезы, закалывали жертвенных животных, жгли костры на масленицу. Вблизи «записа» освящали воду, крестили детей, давали клятвы, устраивали суды и т.п. Каждый год «запас» освящали и причащали, обновляя на нем крест и закладывая под кору ладан».

 

   Вековые сосны с «записами» находятся прямо у поклонного креста на сопке Крестовке, где сосна и есть то самое плодовое дерево, о котором пишет исследователь. Староверы Забайкалья, как и поляки, например, ещё  вывешивали на почитаемые деревья кресты, образки и иконы.  Священные природные места эвенки и буряты называли бурханами, где они молились своим богам. Здесь запрещалось не только рубить деревья, но и забирать оставленные в дар богам вещи и монеты. То, что взято на бурхане не принесет никому пользы, но может и наказать. Далее Г.П. Потанин пишет: «…монгол и эвенок видит в урочище цельное и неразделимое тело: горы, скалы, вода, лес и степь – его неотделимые члены. Такое урочище живет самостоятельной жизнью: у него есть душа».

    Ближе к селу, сосновый таежный лес сменился на березовый. Здесь  скопище  огромных разновеликих камней, как каменное море, лежит путеводителем  от  красивейшего «заповедного» места до деревни, и говорит только об одном – реки здесь нет, но имеются подземные родники, расположенные под землей под этими мохнатыми камнями. Все угловатые каменные глыбы  покрыты   махровым мохом болотного цвета.

 

 И действительно вскоре, ближе к выходу в село, послышалось  живительное радостное журчание  лесного ручья, названного когда-то жителями необычного поселения звучным определением  «Дырынкуй», что переводится  с эвенкийского  языка как – «быстрый ключ».  Этот ключик и стал недостающим связующим звеном Курлыченского «заповедника» или урочища в интереснейшем исследовании природного геологического памятника земли Чернышевской, расположенного в самом сердце (т.е. в самой географической средине) Забайкальского края, где главной «святыней»  является Столб, как верный страж этого Чуда природы.  Побывав в этом красивейшем месте можно услышать  тихий голос Столба-Дракона. Он как будто гудит, о чем-то беседуя на неясном для человека наречии. Посетите наш мини Алханай земли Чернышевской и убедитесь, что стоит посмотреть своими глазами.

   Столбы – это не просто скалы, а чистейшее пространство Света, потому-то так хорошо, радостно и спокойно чувствуешь себя здесь. Они как своего рода музеи таежной древности. Это Магниты, которые притягивает к себе и люди идут к ним, чтобы понять, зачем им это нужно. Вопросов много, но находятся и ответы. Человек по своей природе искатель, а потому знает, что  ответы рассыпаны в природе, жизни и книгах, их только нужно найти и увидеть самому.

      Любите Природу и особенно природу и историю своей малой Родины,  ищите и берегите эту Красоту, как ценное достояние нации и своей культуры. Успехов Вам всем на этом благородном поприще!        

О.А. Малахова                                                                                                             

01.06.2012 года.

все фотографии авторские.