МАСЛЕНИЦА – РАЗДОЛЬНАЯ


     На Руси говорят, февраль  зиму выдувает. Утром и вечером длинные тени от деревьев делают всюду снег полосатым: то с голубым, а то с золотистым оттенком. Ещё заснеженный лес окутан морозом и кажется, что зима властвует на просторах Забайкалья, но земля уже начинает источать запахи первородной прели.  Одна за другой подключаются птахи к многочисленному птичьему хору, а на кустах всюду засеребрятся верхушечные почки. По древесным жилам начинается первый ток жизни.

     Зима завершается и на свет приходит самый раздольный и веселый русский праздник - Масленица. На то она и широкая, или как  ещё говаривали встарь – «честная госпожа Масленица».  Гулял и веселился народ на радостях целую неделю. Этот праздник фиксирует смену сезонов в цикле обрядов, которые с одной стороны, завершают период зимних ритуалов, а с другой стороны – открывают весенние, направленные на подготовку полевых работ и стимулирование роста растений.

    В масленичной обрядности существует несколько связующих компонентов. Первый из них – это поминальный ритуал, где основное блюдо – блины (для умерших), и запрет на выполнение каких-либо работ. Считается, что границы между «тем» и «этим» миром в этот период разомкнуты.  Ритуальные костры на Масленицу не что иное, как уничтожение старого, то есть выпроваживание духов предков. По народным меркам предполагается, что всю масленичную неделю они незримо присутствуют в мире людей.

   На масленичной неделе очень ярко выделены семейно-брачные мотивы. Они присутствуют в смотринах молодых, приглашение их в гости, катание парами с гор или на лошадях.

   Мотивы весеннего новолетия выражены в излюбленных мужских состязаниях (бега, катание на тройках и т.д.), которые в символической форме выражали идею борьбы старого и нового. Также на  масленицу в некоторых областях совершались обряды, связанные со скотоводством, как выражение зарождения новой жизни на земле.

   Всю неделю люди ходили, друг к другу в гости на блины, катались на лошадях, украшенных лентами, где часто под дугой звенел колокольчик. У семейских Забайкалья, например, кони запрягали в кошевы. Старики катали детей на пошивнях (большой ящик, прикрепленный к саням). Широко бытовал обычай катания с гор на лотках (доска с загнутыми углами, с одной стороны облитая водой). Очень хорошо описаны такие масленичные гуляния у семейских в селе Архангельское Краночикойского района  у Ф.Ф. Болонева.

    Староверы Забайкалья с понедельника по пятницу собирались вечерами, где любимые подружки, например, готовили вкусную еду, пекли горы блинов, к ним приходили парни и устраивались посиделки с чаепитием. Были приняты игры и гуляния, прясть в эти дни строго запрещалось. Два дня в этот период гуляли только старики. Так повторялось до субботы. Вечером, перед закатом, собирались «на кутушку» (на гору) старые и молодые и катались дотемна. Парни на санях катали девушек. С лотками на гору приходили дети и подростки.  Субботу и воскресенье веселилась и гуляла в основном только молодежь. Люди для забавы наряжались, кому как вздумается, и шли на улицу  почудить, катались паровозиками на санях  с горы, все угощали друг друга блинами.  Парни катали девок на тройках, народ пел песни, устраивались на кругу игрища, а вечером все расходились по домам. В последний день масленицы посреди саней сажали чучело или наряженную ступу. Надевали на неё вывороченную шубу, шапку или кичку (головной убор семейской женщины), привязывали палку вместо рук и возили по улицам, чтобы смешить людей. Потом на костре сжигали эту народную забаву на льду реки. 

   Каждый день масленичной недели на Руси имел своё имя. Понедельник называли «встреча». Рано утром гурьба ребятишек отправлялась вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Особо красноречивые из ребят повторяли бабушкино причитанье: «Душа ль ты, моя Масленица перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться…». Выстроят ребятишки горы, и разбегутся по домам, блины есть. Их сменяют на улице взрослые. Сначала они с песнями и плясками провозили мимо окон чудо-дерево, разряженное  бубенцами, колокольчиками, цветными лоскутками. Затем принимались возить Масленицу – весельчака, переодетого женщиной. Этому весельчаку подавался целый санный поезд. В передние расписные сани – «корабль» впрягали гуськом десяток, а то и больше лошадей. На каждой лошади сидел верховой с метлой в руках. Кто играл Масленицу, увешанный вениками и с балалайкой, выставлялся в санях повыше. Так объезжали улицу за улицей.

   Вторник  называли «заигрыш». В этот день начинались игрища. Толпы разнаряженных скоморохов веселили народ. За это их угощали брагой, пивом и конечно, блинами.

    Среда – «лакомка», когда ели блины со сладкой начинкой, за ней – «разгуляй-четверток». Кульминацией празднования «разгуляя» – взятие снежных городков. Деревенские подростки устраивали показательные игрища, где участники назывались осажденные и осаждаемые. В этих баталиях по взятию снежных городков участвовали и пешие и конные. Такая игра в войну доставляли нашим предкам особое удовольствие.

    По деревням на «широкий четверг» составляли потешный «поезд». На сани-розвальни ставили тонкое бревно  - слегу с надетыми колесами. На верхнее колесо усаживался весельчак в белом балахоне. В сани рассаживалась ряженая или нарядно одетая молодежь, и «поезд» с гиком и песнями выносился шестеркой коней на улицы. На первом коне сидел верховой в кафтане, перехваченном крест-накрест кушаком. На плечах у него развевались соломенные эполеты. Впереди всех скакали дети.

   Пятница слыла под именем «тещин вечер»: зятья ходили в гости к тещам на блины. В субботу   - «золовкины посиделки». В это день, как и в пятницу, принято навещать родных и веселиться в кругу близких людей.

   Воскресенье – «Прощённый день». Прощались с Масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды, приговаривая: «Да не зайдёт солнце во гневе нашем…». Где происходило всеобщее прощение друг перед другом, целовались в знак этого прощения. И с облегченным сердцем, высказав, что на душе лежало, принимались за песни да пляски.

    Говорить о масленичных блинах и не обмолвится о чае, было бы, пожалуй, несправедливо. Ведь какие чаи, бывало, в Забайкалье пивали наши бабушки и дедушки! Тайком везли его из Китая и Монголии, а явно их Кяхты. Отсюда поступал он на ярмарки в Верхнеудинск (ныне Улан-Уде), Иркутск, Нерчинск, затем его развозили по другим сибирским городам и селам. Кяхта служила основным пунктом Великого чайного пути, который проходил через пустыню Гоби, монгольские степи, сибирскую тайгу, а по времени длился 16-18 месяцев. «Чайный караван» снабжался из 200-300 верблюдов, каждый из которых нес на себе по четыре тюка чая. Когда летом в 1891 году цесаревич Николай проезжал через наш край, кяхтинские купцы поднесли ему подарок – «ящик в китайском вкусе с шестью сортами чая». Пили у нас в Забайкалье чай и байховый, и кирпичный, и плиточный. Главным же инструментом для этого действия служил русский самовар. Жаль, что теперь «не гоняют» чаи возле самовара. Но в праздник Масленицу на массовых гуляниях на улице любят забайкальцы пить чай  и сегодня.

    Продолжая тему праздника, нужно добавить, что с понедельника после Масленицы начинался Великий пост, который строго соблюдался русским народом.

 

 

 

При составлении верстки использовалась литература:

«Календарь природы и народных примет» Г.Е. Маслюков, Чита-2007 год; «Народная традиционная культура семейских Восточного Забайкалья: история и современность» Т.М. Зенкова, Чита – 2010 год; «Маленькие тайны Читинских песков» Ю.Нестеренко, Чита 2008 год; «Славяне» Мария Гимбутас, Москва – 2004 год. 

 

О.А. Малахова.

Февраль  2013 год.

 

Веселись, гуляй  широкая Масленица!

Кто не любит почудить на весёлую масленицу?

 


Встретились подружки-хохотушки на праздничке светлом…


Самый вкусный чай – это чай с дымком, приготовленный на костре.

 

Подходите к нашему столу, вкусно мясо на дымку!


Хорошо в снежке поваляться, да с горок на Масленицу кататься…


По лесу заснеженному побродить, грусть на радость сменить…!


Здравствуй, Масленица раздольная!