О  КУЛЬТУРНОМ  НАСЛЕДИИ  РАЙОНА

   В этом году в России отмечается пятая годовщина праздника – Дня работников культуры. Со дня подписания в августе 2007 года президентом РФ  Путиным В.В. Указа за номером 1111  этого  закономерного события, стало доброй традицией чествовать  людей, кто своим творческим трудом  и любовью к своему делу согревает сердца народа. Этот Указ, в первую очередь, свидетельствует  о признании государственной значимости труда всех работников культуры в нашей стране.

     Вчесть этой даты предлагаем читателям нашего сайта вспомнить историю развития культуры в нашем районе. Известно, что в 1689 году был подписан Нерчинский договор с Китаем, дающий право на закрепление Забайкалья за Россией.  Забайкальский край тогда назывался  Нерчинским (с 1653 по 1851 годы).  Количество приходских церквей  на забайкальской земле, где проповедовалось христианское учение,  росло медленно, так в 1744 году их числилось всего – одиннадцать. Вскоре в 1768 году в Нерчинск приезжает уроженец из Коми города Яренска православный миссионер и иконописец, выходец из купеческого сословия  – Кирилл Васильевич Суханов. Именно он со своими новокрещенными тунгусами в селении Бушулей  первым в Нерчинском крае, а значит и  на земле чернышевской  открывает первую русскую школу при местной церкви Святой Троицы. Бушулей тогда назывался Сухановской слободой.  Из школы Суханова вышли известные в Нерчинском крае иконописцы Михаил Сверкунов, Павел Усов, Полозов (иркутские епархиальные ведомости 1880 года). Со своими тунгусами Кирилл Суханов в 1770 году построил и первую деревянную церковь в селе Курлыч. С самого своего появления на наших землях К. Суханов совместно с другими священниками занимался  обращением кочующих эвенков в православие и обучал их грамоте (Забайкалье: судьба провинции, выпуск третий). При церквях в селах Новый Олов (1898г), Старый Олов (1895 г), Новоильинск (1902г), Шивия, Мильгидун (1902г), Алеур (1877г) тоже  с конца 1800-х годов начинают  открываться церковно-приходские школы, где дети обучались грамоте.

     В 1920-х годах после революции церкви стали цинично разрушать, при этом часть из них использовали для так называемых народных нужд, в частности на строительство административных зданий в поселке Чернышевск (храмы сёл Шивия и Бушулей).  Другие церкви превратили в  зернохранилища, или размещали в них электростанции, как церкви сёл Курлыч и Бушулей. Некоторые церкви были впоследствии преобразованы в сельские клубы, как например, в селах Алеур, Мильгидун, Новоильинск и в других поселениях района.

      При советской власти стали появляться новые по тем временам культурные учреждения, прародители будущих библиотек, называемые в те далекие годы избы-читальни. Так в 1927 году первая изба-читальня  в Чернышевском районе появилась в Старом Олове. Должность заведующего  здесь    выполнял – избач. Предпочтение на эту почётную должность отдавалось только мужчинам, где основным требованием  к его должностным обязанностям были умение читать,  писать и  лояльно относиться к новой власти. В избах-читальнях проводили  вечера отдыха, спортивные и антирелигиозные  мероприятия, устраивали диспуты на разные политические темы,  читали газеты, и отмечали новые праздники. Материальная база  изб-читален была очень скромной. По архивным данным  1938 года на двадцать населенных пунктов района арсенал всех изб-читален составлял: шесть патефонов, тридцать три балалайки и десять баянов.

     Двумя годами позже уже начинают открываться первые сельские клубы, библиотеки на базе изб-читален, в том числе  в Старом  Олове  клуб появился в 1929 году, а в Новоильинске в 1930-м. Избы-читальни  со временем постепенно исчезают, известно, что последняя из них была закрыта в 1960 году на ферме №3 совхоза «Комсомолец».

сош №2

       Если все культурные учреждения до 1935 года подчинялись Районо, то отдел кинофикации существовал отдельно.  Кто не знает наших земляков–актеров братьев Соломиных из Читы, или любимого народного артиста Александра Михайлова, родившегося в забайкальском  бурятском селе – Цугол? Люди старшего поколения видели много замечательных фильмов с их участием, но мало что знают о них, как о забайкальских талантах, которыми действительно можно гордиться, а младшее поколение так и вовсе, возможно, вскоре забудет об этом.  Ведь музея в их честь нет даже в Чите. А великий джазмен Олег Лундстрем, уроженец из Читы вообще, никогда не упоминался в летописи столицы Забайкалья. Наш народ всегда очень любил кино и уважал тружеников киноиндустрии, потому, наверное, даже был издан приказ по кинофикациям от 10.02.1948 года, дающий право на льготу приобретения бесплатных билетов на просмотры кинофильмов всем сотрудникам кинотеатров и даже их родственникам.  Кино показывали почти во всех населенных пунктах района, ведь киноустановки были как стационарные, так и передвижные.

Чернышевский краеведческий музей

     Ярким событием 1941 года для жителей  района было открытие поселкового сада, как центра отдыха, что работал с весны до осени.  В Районном музее есть номер газеты «Путь Ленина», где размещено объявление об этом радостном факте. Красивейший яблоневый Сад располагал танцплощадкой, освещенными дорожками с белыми скамьями, киосками, тут по выходным и праздникам играл настоящий духовой оркестр.   Есть сведения, что при Саде имелся целый штат сотрудников. С этим садом связано немало воспоминаний о светлых послевоенных днях старожилов района и наших дорогих фронтовиков, прошедших годы войны и лихолетья. Это была живая история биографии земли чернышевской, к которой должно было относиться с уважением.  Первый  раз  сад пострадал в 1957 году от наводнения, но вскоре в 1958 году был восстановлен, а второй раз в 1968-м  он был порушен не столько от стихии природы, сколько от рук человеческих. Многие читатели  местной газеты «Наше время» наверняка помнят замечательную статью в прошлом её главного редактора Валерия Дмитриевича Кожина «Лишь белых яблонь дым» о том, как  был загублен прекраснейший сад, который очень любил народ.  Давно уже нет и поселкового парка культуры и отдыха по улице Центральной, с горящей цветными огнями танцплощадкой, и маленьким белым мостком, ведущего к ней через журчащий ручей.  Остались о парке лишь ностальгия, да старые фотографии с видом на уютные тенистые аллеи в лавочках и качелями-лодочками для детей и взрослых. Существовал на территории бывшего парка и ещё один объект культуры района – летний кинотеатр.

стадион "Нива"

       В 1956 году в Чернышевске  был открыт самый популярный в тот период времени кинотеатр «Восток». Говорят, что в народе шутя,  его  называли – «райсарай».  В 1978 году строится  большой прекрасный кинотеатр «Заря» в современной, новой планировке. Его высокие стеклянные витрины утопали в зелени заботливо ухоженных цветов.  Он и сегодня мог бы быть достойным культурным центром  района но, увы, и его постигла та же зловещая учесть небытия -  из культурного объекта его перепланировали  в прибыльный торговый центр.

памятник 

      Сегодня в районе работают средние школы, детские сады, в Чернышевске имеется детская музыкальная школа, библиотеки. Существует районный Дом детского творчества, ДЮСШ, районный краеведческий музей, музей железнодорожников, музеи в школах № 63, № 70 (п. Зилово), в поселке Жирикен  и в некоторых селах района.  У нас есть своя районная редакция, где выпускается газета «Наше время», плюс дополнительно выходят в свет газеты «Горняк», «Зиловчанка», «Местная газета», живёт центральный стадион «Нива», но вместе с тем мы единственный район в Забайкалье, где нет районного Дома культуры, кинотеатра, парка культуры и отдыха и дворца спорта.

 

О. Малахова.