ПРАЗДНИК ДЛЯ ГЛАЗ

 

«Прекрасные предметы полезны уже тем,

что они прекрасны»      О. Уайльд.

     

     В преддверии прихода весны, когда происходит жизненное обновление в природе и  обострение воображения человека, музейщики районного краеведческого музея поселка Чернышевск, представили для глаз посетителей выставку собрания замечательных статуэток под названием –   «Праздник для глаз». Человечеству известно, что произведения искусства действуют на наше подсознание и дают добрый импульс  чувствам и уму. Потребность в красоте соединяет людей в одно здоровое  общество, понимающее и ценящее это, что приводит к всечеловеческой дружбе. А ведь эта одна из определяющих черт забайкальского народа, которая наводит на мысль, что такие музейные выставки нам необходимы, ведь они связывают воедино многие человеческие сердца, и крепче роднят настоящее с прошлым и будущим. 

   История каждой любой вещи интересна по-своему, но когда речь заходит о любимых вещицах, это захватывает человека целиком, одновременно вызывая желание дополнительно насладиться созерцанием подобной  красоты. Статуэтки…! Происхождение статуэток своими корнями уведёт нас в далекое прошлое, появившись на свет, как известно, благодаря вере человека в бога и мистических духов. Первые древние  фигурки делались из камня, дерева и костей животных, позже люди научились лепить их из глины, потом освоили фаянс и известняк, а когда познакомились с металлом – появились предметы культа из железа и благородных металлов. Дизайнерские статуэтки из фарфора и керамики не оставляют равнодушными нас и по сей день, выступая, как украшение интерьера жилья, радующие глаз, придающие уют любому дому, делая его атмосферу более теплой и романтичной. Выстроив историческую цепочку летописи появления на свет статуэтки, по уже известным архивным фактам народов всего мира, музейщики тонко приобщают зрителей выставки  к искусству народного творчества, а также истории духовного развития человека.  При этом музей выставляется, как форма досуга и, в какой-то мере, необходимой нормой жизни.

   Начиная свой рассказ с, полных тайн, первых терракотовых статуэток, как вида художественной деятельности, появившихся на свет в 206-221 г.г. до нашей эры, относящихся к эпохе династии Цинь древнего Китая – первого китайского императора, экскурсоводы заставляют взглянуть на представленные вещицы выставки совсем другими глазами. Глазами истории, вызывая у земляков подсознательное чувство гордости за подобное изобретение  человеческого творения. А вспомнив  одну из величайших археологических находок, второй половины 20-го столетия (1974-1976 г.г.) погребения императорского некрополя  китайского императора, с похороненной терракотовой армией, которая представляла собой огромную гвардию воинства, охранявшую своего императора в подземном мире грёз, посетитель проникается с головой в эпоху прошлого. Ведь третий век до нашей эры эпохи Цинь Шихуанда оставил в наследство человечеству самую крупную раскопку, проводившуюся когда-либо в Китае и не только. Площадь земли, под которой была зарыта армия терракотовых статуй, составляет 5,5 квадратных акров, большая частью оставшейся так и не раскопанной.  

     Черно-белые снимки иллюстраций этих древних находок сопровождают представленную выставку музейных статуэток, они в свою очередь вызывают у забайкальцев особое духовное насыщение. Глядя на своеобразный дизайн древних фигур, человек воспроизводит в памяти описание тех или иных исторических и литературных персонажей или же фактов событий прошлого. 

     Весьма привлекательны для зрителей выставки и фотографии иллюстраций с изображением греческих коропластиковых античных статуэток Танагры, которые  использовались как в погребальных ритуалах, так и в убранстве жилых помещений, представляя собой обереги или же талисманы, предотвращающие жилье от несчастий, болезней или неся охранную силу жилища (статуэтки священных зверьков, богов).

   Греческие статуэтки, условно называемые «статуэтками слуг», назначением которых было обслуживать умерших фараонов  – владельцев древних гробниц, изображающие людей за различными работами, изготовлялись из дерева, камня, фаянса, известняка и глины. Такими фигурками пахарей, носильщиков, пивоваров, писцов, ткачей, корабельщиков, надсмотрщиков и т. д., в наши дни украшены многочисленные витрины Археологического музея во Флоренции, что является прямым доказательством существования статуэток ещё в глубокой древности. Бронзовые и золотые фигурки древних богов Египта времен 7-8 века до нашей эры хранятся в Британском музее Лондона, Египетском музее Каира, музее древностей Турина, Эрмитаже и не только. Древнему миру – Двуречья, Греции и Рима, Китая, Индии и Ирака статуэтка знакома с далеких эпох. Посредством многих из них сегодня можно представить себе прошлый окружающий мир людей, смысл жизни других народов, узнать веру, религию и быт соседних стран, постигнуть поэтичность древних мифов, легенд и многих литературно-художественных произведений.  На наш взгляд, именно репродукции со снимками иллюстраций мировых музейных экспонатов, как необходимое дополнение подобных выставок, помогают зрителям делать и какие-либо  свои выводы, и самостоятельно искать ответы на подтверждение тех или иных доводов.      

   На выставке многих забайкальцев привлекает также сведения и репродукции иллюстраций первых деревянных статуэтках языческих славянских богов древних русов, времен 971 г., например, вид трехголового триединого божества, называемое Триглавом,  хранящееся сегодня в Музее славянских древностей в Сплите. Долгое время исследователи считали, что только деревянный Збручский идол являлся единственным дошедшим до нас изображением статуй славянских дохристианских богов. В настоящее время известно большое количество аналогичных вещей. Деревянные идолы, представляющие собой грубо высеченные фигуры из дерева с усами и бородой, и шлемами на голове, для крепости и долговечности сильные русы покрывали смолой.

    Если взять, к примеру, Забайкалье, где изображения фигурок богов, называемых древними кочевниками – онгонами, эжинами, нойонами, тэнгэри и т. д. коренные жители вырезали тоже из дерева или «ваяли» из природного камня. Бурятский народ и якуты изготавливали статуэтки своих божков из костей животных. Завораживающие вещицы богов, животных и сцен быта забайкальского севера из недорогих природных  минералов богатейших земных сокровищниц нашего красивейшего края, а также из костей животных и бересты, украшают сегодня витрины не только музеев и музейно-выставочных центров, но и торговых точек земли Забайкальской. Они служат прекрасной визитной карточкой для глаз земляков и многочисленных гостей Забайкальского края.  

    Немало интереса вызывает у посетителей рассказ и о фарфоровых статуэтках времен Галантного века, как украшениях интерьера, применяемые в частности для убранства стола времён начала 1700-х годов, которые услаждали не только людские взоры, но и демонстрировали богатство, престиж и значимость домовладельцев. Галантный век французского стиля подарил миру прекрасные произведения искусства вычурных статуэток, изображающих большей частью сцены из придворной  жизни. Жаль, что в наши дни большая часть их хранится только в частных коллекциях.

   Ближе к нашему времени датируемым концом 19-го и началом 20-го веков в России появились более дешевые и простые по стилю статуэтки из гипса. Простота добычи этого материала позволяла ремесленникам открывать небольшие кустарные мастерские, занимающиеся производством обычных, но не менее ярких  и выразительных гипсовых изделий. Первые гипсовые статуэтки делались вручную. Художники на свой вкус подбирали к ним цвета, краски, прорисовывали блики. Так выходили статуэтки одинаковых форм, но сами фигурки получались разные. Многие специалисты гипсового творчества считают, что гипс для мастеров прикладного искусства выглядит более реалистичным, выразительным и теплым, нежели все его предшественники. В фаворе 1900-х лет быстро стали статуэтки фигур сказочных персонажей, сценок крестьянской и купеческой жизни, фигурки зверей и птиц, а также военной тематики времён ВОВ, которые заняли главное место в нашей выставке и по праву привлекают внимание многих современников.

    Персонажи статуэток менялись в зависимости от событийности прожитых лет, где в работах мастеров присутствует многоликая тематика прожитых эпохальных периодов. Некоторые экземпляры подобных скульптур малой формы представлены на выставке нашего музея. Статуэтки – «Хозяйка медной горы», «Конёк Горбунок» и многие другие гипсовые вещицы  впечатляют посетителей своими размерами и красочностью. Демонстрация статуэток, представляющих сцены из русских народных сказок,  совершенствует у маленьких зрителей, например, знания самих этих сказок, а также приобщает к ценностям народного творчества.

     Дополняют собрание этих прелестных предметов  символические восточные керамические статуэтки, невероятно популярные сегодня у забайкальцев и не только. К ним относятся, например, слоники, притягивающие по народным приметам счастье и удачу в дом; символы года восточного гороскопа; фигурки животных и многие другие мини скульптуры, называемые - статуэтками стиля Фэн-шуй.  

    Предложены посетителям музея также и самобытные статуэтки из дерева и камня, где, например, невзрачные ветки и коряги, найденные в лесу, преображенные фантазией их изобретателей превращены в предметы, дорогих для авторов, вещиц. Обычные коряги, плюс  уже, например, бросовые предметы быта, в руках художника, вдруг, приобретают некую форму, заслуживающую внимания зрителя. Автором таких работ может стать любой человек, нужно только немного пофантазировать и всё получится.  

   Собрав, казалось бы, далеко не полную выставку статуэток, и, рассказав посетителям об истории происхождения этой вещицы,  хочется подытожить.  У человечества и в частности у забайкальцев  за тягой к прекрасному всегда стояла такая же необходимость, как и за стремлением к знаниям.  Стремясь облагородить свою душу люди всегда покланяются и тянутся к красоте, видимо, сознавая, что если у нас не останется ни крупицы понимания её, мир приобретёт только чёрно-белые краски.

   Завораживающие фигурки статуэток сегодня придают нашим домам дополнительный уют, дарят  атмосферу некой загадочности, возможно, именно поэтому этот вид искусства так притягателен и особо интересен людям  вот уже долгие тысячелетия. Мы приглашаем наших посетителей в мир замечательных вещиц – статуэток, в мир, где красота, загадочность и народные традиции играют ведущую роль, где каждый предмет по-своему неповторим и передаёт историю течения времени. Но главное это то, что  все прекрасные предметы очень полезны, ведь они дарят людям отменное настроение для души, создавая настоящий праздник для  глаз.

 

 

«Священная рыбка». Минералы Забайкалья.

Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху. Согласно одному древнему греческому мифу об Исиде (богиня неба) и Осирисе – рыбы съели фаллос бога и были им прокляты, тогда же  была создана легенда о том, что рыбы родились из крови бога Осириса (божество злых сил природы), убитого и разрубленного на куски Сетом (злое божество, бог-воитель). Рыбы верные слуги бога  Нила Хапи – бога плодородия.


Снимок с репродукции деревянного Збручского идола из реки Збруч в Галиции. (Украина).



Снимок с репродукции деревянного идола славянского бога Триглава.


Ручная работа из камня и дерева – «Алтайская принцесса». Февраль 2013 г


Статуэтки востока стиля Фэн-шуй.


«Небесная музыкантша Алханая». Ручная работа, камень и дерево. 


«Речной дух Шилки» 


«Изумрудное чудо».

В греческой мифологии лягушка почиталась из-за своей плодовитости, она символ плодородия. Ей приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Лягушка считалась покровительницей рожениц, ей приписывались функции богини. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и соответственно с воскресением после смерти.


«Неразлучные».

 

Кошка у египтян – священное животное богини Бастет. Она почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот. Почитание их связано с тем, что они истребляют грызунов – врагов урожая. В эпоху Старого царства кашки ассоциировались с богами-змееборцами. Сохранился миф о кошке – дочери Солнца и его Оке. Возможно, поэтому на груди у статуэток священных кошек часто изображали Око Ра (бог солнца). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Бастет в Бубастисе. 


Гипсовые статуэтки второй половины 20-го века, переданные на выставку музея от краеведа района – Б.Тюкавкина (село Курлыч).

Снимки иллюстраций статуэток музеев мира.










О.А. Малахова.

Фото и подобранные снимки  иллюстраций выставки автора статьи.


НАЗАД В РАЗДЕЛ