СЦЕНАРИЙ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО СВАДЕБНОГО ОБРЯДОВОГО СЛАВЯНСКОГО  ВЕНЧАНИЯ

     Слово «венчание» - означает покрытие головы венком (венцом). Женский венок включает в себя – 12 цветков белого цвета (12 знаков зодиака, которые согласно астрологической науке влияют на человеческую судьбу, мудрость человека), в мужском венке – 9 цветов голубого цвета (число 9 – счастливая долгая жизнь). Одежды, вступающих в брак, желательно должны быть белого цвета (символ удачи, счастья и радости), или голубого (знак праведной и верной любви),  украшенных сложным рисунком вышивки, кружева или бисера. Со свадебным нарядом было связано много суеверий и примет, так по женскому наряду судили о будущей жизни семейной пары.

Обручали молодых в древности именно перстнями (в знак неразрывного союза).

Одним из элементов свадебного костюма невесты является стрела. Невеста в атрибутике должна иметь стрелу (защита от завистников), такую же стрелу вплетают в прическу (заколки). Стрела в волосах невесты считается мощным оберегом. Стрела – символ молнии, разящей демонов, охраняющая женщину от сглазов. Стрела также является символом новой информации, приходящей в жизнь. Стрела как – приглашение вступить в новую жизнь. Стрелу в день венчания клали под простыню, чтобы лукавые не вредили молодой паре.

Молодой человек не мог называть девушку своей женой, пока не украдет её, обряд похищения продолжался у славян очень долго. Выражения «брак» не было, ведь он совершался без согласия родителей или родственников. Так было у полян, радимичей, древлян и северян. Умыкали невест, как правило, у воды, потому реки, озера, колодцы были местами, где часто заключались браки язычников – славян. Таковы были древние обряды, заменяя собой церковный чин венчания.

Обязательно следует помнить, что венчание проходило у язычников после полудня, ближе к вечеру.

1.

      Молодые  по обряду древних славян  и старообрядцев отправляются к священному озеру или колодцу. В древности мужчина условившись со своей невестой, по свадебному обряду обходили, а если озеро большое, то объезжали водоем брачным «поездом» озеро (или колодец) - 3 раза по часовой стрелке. Вода выступала, как одна из стихий мира, без которой невозможна жизнь на земле, потому она и имела в глазах наших предков большое значение.

    Наливают в одну чашу - воду (крещенская вода), бросают в неё кольца и подходят к водоёму. Пьют по 3 раза поочередно.  Потом  омывают ею руки и чело тоже поочередно, достают кольца, одевают их друг другу на руки и целуются 3 раза (все действия начинает мужчина). Остатки воды разбрызгивают вокруг  себя.

2.

Потом молодые едут к священному дереву к богу Белбогу. Белбог у язычников всегда находился рядом с Триглавом. Светозарный бог Белбог – воплощение света, бога добра, удачи, счастья, блага. Его почитают как подателя богатства и плодородия.  Возвышенная гора называется Белбогом. Святилище его на холме, на открытом солнцу месте, где даже ночью не бывает ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Украшения Белбога – золото и серебро, которые отражают игру лучей, как при солнце, так и при луне. Потому при венчании молодых у славян было принято наряжать либо в золото, либо в серебро. В глубокой древности люди верили, что заблудившегося в лесу человека в золотых или серебряных украшениях, обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва (прорицателя, предсказателя). В счастливые минуты люди говорили Белуну Белбогу.

- Подружись со мной Белун! Хоть и светит в небесах луна – Ох, темно без Белуна!  Так же нужно говорить при подъеме в его святилище (на холм, на гору)

   Если на горе (на холме) стоит одинокая береза, то в древней Руси считалось, что в этой местности живет   богиня брака, веселья, изобилия и любви – Лада (потому свадебный сговор называли «ладины» жена называла любимого – ладо, а он её - ладушкой). Общеславянскую богиню  любви, красоты, очарования - Ладу отождествляют с римской богиней Венерой. Её металл – золото, а камень – изумруд.  Её месяц – апрель, цвет – белый, дерево – белая Береза. Её храм – живое белое дерево (храмы в её честь строили в древности из березы).  В дохристианские времена в нижней части Киева стоял величественный храм Лады. У этой красивой женщины были золотые волосы, украшенные речным жемчугом и венком из роз, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания дымились благовония и лежали груды цветов. Праздники в её честь называли «Ляльник». В Забайкалье  - Мокошь (Параскева Пятница) считалась покровительницей брака и семейного счастья. С Ладой связывали огонь (пламя любовное, священный пыл любви). Знак Лады – круг с треугольником посредине, где острый угол направлен вниз, а основание треугольника – вверх. Круг здесь означает вселенную, а треугольник сердце этой Вселенной. Имя Ольга на Руси иначе звали – Лёля, Леля. Лель – дитя Лады.

 Получается, что на высокой сопке за Алеуром  живут 2 бога Белбог и Лада! А что такое Камень? Жертвенник?

ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ РИТУАЛ ВЕНЧАНИЯ 

1.      К обрядовому  месту  жених с невестой подходят вместе при этом:

  невеста идет с хлебом - солью, обсыпанным деньгами, поднося его на рушнике-дорожке. Жених несет на подносе чашу с медом и курицу в тесте, завернутую в белую бумагу (дар – жертва богине Ладе). Подойдя к месту ритуала, они  кланяются в пояс и говорят слова:

«Подружись с нами Белбог! Темно без тебя в жизни. Дай нам, Лада мирное супружество!». Молодые ставят все эти дары у корней  Березы.

Если в ответ подует тихий ветерок,  значит, боги услышали людей. Еще раз  кланяются.

Новобрачные приносят с собой деньги (насыпают на алтарь – камень), цветные ленты (12 разных цветов), наряжают ветви Березы, зажигают 7 свечей у алтаря (как священный пыл любви – пламя любви). Снова кланяются в пояс. Всего получается – 3 поклона. Отходят ненадолго и недалеко от алтаря, чтобы дождаться приглашения к обряду  самого ритуала  венчания.  Знаком служит притихший Ветерок  и  … 

2.      Одевают обязательно: жених – белый плащ, невеста – ожерелье с лунами, т.е. бусы из крупных бусин, что способствует прибыли и плодородию.  Снова подходят к культовому святому месту с зажженными свечами в руках у каждого. Приносят молодые с собой рис (в мешочке или в карманах), 3 белые ленты, кушак белого цвета (будущий «запис» на основание корней дерева) и  кланяются Березе в пояс. Кладут ленты и кушак у Березы. Посыпают рисом алтарь, потом друг друга (по одному разу). Произносят перед свершением главного ритуала слова:

   «Благословите нас, Боги небесные: Бог света и добра - Белбог и богиня любви и брака – Лада! Пусть Солнце, Луна и Ветер станут свидетелями этого таинства». Кланяются Березе вместе в пояс.

3.      Ставят свечи у алтаря и обходят Березу по часовой стрелке – 3 раза. Жених ведет невесту. Потом будущий муж расстилает белый рушник-дорожку перед Березой, берет чашу с медом и покрывает будущую жену полой своего плаща (в знак покровительства и защиты). Стоя перед жертвенником на белой ткани рушника-дорожки, муж и жена трижды поочередно пьют мед из чаши и 3-и раза целуются. Остатки меда жених выплескивает в жертвенник и бросает чашу под ноги, приговаривая:

- Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры».

По древнему обычаю, кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в новой семье.

Опять посыпали друг друга рисом.

4.      Вместе обвязывают Березу у её основания широким белым кушаком, другие 3 белые ленты повязывают на ветви священного дерева.  В третий раз посыпают друг друга рисом, а остатки высыпают в жертвенник и у корней Березы. В сквозные отверстия Березы или под белый кушак у корней дерева, молодые оставляют записки со своим прошениями (пишут слова жениха и невесты на свадебном ритуале, но можно и другие пожелания написать). Муж опять покрывает жену своим плащом,  и до машины молодые идут крепко прижавшись  друг к другу плечом к плечу. 

5.      После этого начинается свадебный пир. Застолье проводится не на Святом месте, а в другом месте у берега воды. На ритуале венчания могут присутствовать только самые близкие люди. На ритуальном месте можно быть только до 8-ми часов вечера.

З А С Т О Л Ь Е

(проводят либо вдвоем, либо с гостями в другой объявленный или этот день)

 

  Молодые в знак единения едят одной вилкой, ложкой и пьют с одного стакана (фужера). Муж наливает вино (вино должно быть сладким), а жена подносит его на тарелочке мужу.

При этом жена говорит:

«Садись, Ладо поближе. Не с гордостью, не со спесью. Садись с Божьей милостью».

Муж на этом пиршестве называет жену – Ладушкой, наливая вино и угощая её сладостями. 

Пьют  поочередно из одного фужера, заедают обязательно одним пирогом. При всем этом молодые дают обещания во взаимной любви и верности. Первый фужер разбивают и затаптывают ногами, с другого бокала они будут пить дальше.  Еду, когда закончится вино, запивают  красным  киселем.

Молодые находятся у реки до появления ярких звезд на небе. В конце застолья -  последней  трапезой они откушивают один кусочек курочки. Слова - присказка Жены: «Тетера на стол прилетела – молода спать захотела».

Под  простыню  на брачную ночь молодые обязательно кладут стрелу (чтобы их никто никогда не разлучил).

Импровизированный ритуал венчания провидит Жрица, привлекая всех участников праздника.

 

СЛОВА  ЖРИЦЫ  НА  ВЕНЧАНИИ  У СВЯТОГО  ОЗЕРА

 

ЗДАВСТВУЙТЕ ВАМ,  ЛЮДИ  МОЛОДЫЕ!

ПОКЛОНИТЕСЬ ОЗЕРУ – «БЕЛАЯ СВЯТЫНЯ».

БУДУ  ВАМ В  ВЕНЧАНЬИ ЭТОМ - ЖРИЦЕЙ.

УКАЖУ  ЧТО  ДЕТАТЬ,  ЧТОБ  ЖЕНИТЬСЯ,
БОЖЕСТВАМ, ГДЕ НУЖНО,

 НИЗКО, В ПОЯС ПОКЛОНИТЬСЯ,
ДАМ  ВАМ, МОЛОДЫЕ,  ДЕЛЬНЫЕ  СОВЕТЫ.

И ДА,  ПОМОЖЕТ  БОГ  НАМ  В ЭТОМ!

 

ДЛЯ  НАЧАЛА  ПЛАТЬЕ ДЕВИЦЫ  ОБСУДИМ-

НА  ПРИМЕТЫ  НАШИХ ПРЕДКОВ

  ПОЛАГАТЬСЯ  БУДЕМ

 

Идет обсуждение цвета наряда невесты по старинным приметам наших предков и добавочно жрица рассказывает молодым о суевериях связанных со свадебным нарядом.

 

МЫ  НА  ОЗЕРЕ  СЕЙЧАС,

И ВАС  ОТПРАВЛЮ  Я  ТОТЧАС
ТРИЖДЫ ОБОЙТИ СИЮ  ВОДИЦУ.

НА ДОРОЖКУ

ДАМ ВАМ КЛЮЧЕВОЙ ВОДЫ НАПИТЬСЯ.

АМУЛЕТЫ В ПОМОЩЬ ОБОИМ  НА  ГРУДЬ,

ЧТО Ж,

СТУПАЙТЕ, МОЛОДЫЕ! В  ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Перед дорогой, жрица произносит обязательные слова заклинания:

БОГ  ВОДЯНОЙ, БОГ ЗЕМНОЙ,

БУДТЕ С НАМИ В ДЕНЬ СВЯТОЙ!!!

 

Молодые трижды обходят «Белое озеро», держась за руку, и возвращаются точно в ту точку, где начинали свою ритуальное шествие славянского венчания. 

               Жрица подает жениху чашу под воду, а невесте сосуд с крещенской водой.

 

НАЛИВАЙТЕ  В  ЧАШУ  ВОДУ,

(подает на подносе золотые перстни молодых)

В НЕЁ БРОСАЙТЕ КОЛЬЦА СХОДУ!

 

А ТЕПЕРЬ ПОДХОДИМ К ВОДОЁМУ,

С ЧАШИ ПЬЕМ ПООЧЕРЁДНО ТРИЖДЫ ВОДУ.

 

ОМЫВАЕМ ТРИЖДЫ РУКИ И ЧЕЛО ВОДОЙ,

КОЛЬЦА  С  ЧАШИ ДОСТАЕМ  РУКОЙ.

 

НА ПЕРСТЫ  ИХ НАДЕВАЙТЕ  НЕЖНО,

 ПОЦЕЛУЙТЕСЬ, МОЛОДЫЕ, ТРИЖДЫ И НАДЕЖНО!

 

ВОДУ  С  ЧАШИ  БЗЫЗГАЙТЕ ПО КРУГУ!

ВОТ И ВСЁ! ПОЗДРАВЬТЕ ЖЕ,  ДРУГ  ДРУГА!

 

НАКАНУНЕ  ДНЯ  КУПАЛЫ

ПОВЕНЧАЛАСЬ  НАША  ПАРА!

Звучит запись звона церковных колоколов, этим звоном жрица крестит молодых.

В  ПОЯС  ПОКЛОНИТЕСЬ,  МОЛОДЫЕ,  У  ВОДЫ!

МУЖ, ДАРИ  ЖЕНЕ ТЕПЕРЬ ЦВЕТЫ!

 

РИТУАЛ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ВЕНЧАНИЯ

 МОЛОДЫХ НА РЕЛИКТОВОЙ АЛЕУРСКОЙ СОПКЕ.

 

ТАИНСТВ НА ЗЕМЛЕ ХРАНИТСЯ МНОГО,
В ГОСТИ МЫ ПРИЕХАЛИ К БЕЛБОГУ.

ЛЕЛЬ – БЕРЕЗА ВАС БЛАГОСЛАВИТ!

СОЛНЦЕ БЕЛЫМ СВЕТОМ ОЗАРИТ!

МЕСТО ЭТО ОЧЕНЬ  НЕ ПРОСТОЕ,

ТУТ СВЕРШИТЬСЯ ДЕЙСТВИЕ ДРУГОЕ!

ЗДЕСЬ ПРОЙДЕТЕ КРУГ ВТОРОЙ,

СТАВ ДРУГ ДРУГУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ.

С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ ДОЛЖНЫ ВЫ САМИ.

НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ ЗА ВАМИ!

У МАШИН ВАС БУДЕМ ЖДАТЬ,

С ПОЗДРАВЛЕНЬЯМИ ВСТРЕЧАТЬ!

 

ВАС РОДИТЕЛИ БЛАГОСЛАВЯТ В СЕЙ ПУТЬ. 

БОГ, БЕЛБОГ, К НИМ ДОБРЫМ БУДЬ!

Родители 3-ды крестят молодых в дорогу, и говорят им слова напутствия. ЗВУЧИТ запись церковной литургии, под эти звуки молодые идут к ритуальному месту, держа друг друга за руку.

После свершения всех ритуалов молодые подходят к гостям. Их все поздравляют, дарят подарки.

ЖРИЦА:   ВАМ ДАЮ КРАСНЫЙ ЦВЕТОК –

ЧЕРВОНА РУТА,

ЧТОБ  В  ЛЮБВИ

ВСЕГДА  ВСЁ БЫЛО  КРУТО!

 ЗАГОВОР ХРАНИТСЯ В НЁМ.

ДА, ХРАНИТ СУДЬБА ВАШ  ДОМ!

Другие гости вручают подарки молодым. В конце этой церемонии, перед выездом, жрица предлагает провести публичное испытание жениха  (на силу физическую).

 

ПУСТЬ ЖЕНИХ ПОКАЖЕТ  СВОЮ СИЛУ

ЧТОБ  ЖЕНА  ЕГО  ВСЕГДА ЛЮБИЛА!

НА  РУКАХ НЕСИ  НЕВЕСТУ

ДО ЕЁ  В МАШИНЕ  МЕСТА!

 

ТЕЩЮ  Я СЕЧАС  СПРОШУ:

«СЕСТРИЦА, 

ЗЯТЬ ТАКОЙ,  ТЕБЕ  ГОДИТСЯ?» (ответ тещи)

И ТЕБЯ СПРОШУ Я ЖЕНИШОК,

«С  ТЁЩЕЮ ПОЛАДИШЬ  ТЫ,  ДРУЖОК?» (ответ жениха)

 

А  НЕВЕСТА, ГЛЯНУЛАСЬ  ОТЦУ? (ответ свекра).

ЧТО Ж, ПРЕКРАСНО!

 

 ВЕЧЕР БЛИЗИТСЯ К  КОНЦУ…

ВСЕМ  ПОРА И ЧЕСТЬ НАМ ЗНАТЬ,

МЕСТО  СВЯТО 

 ДРУЖНО  БУДЕМ  ПОКИДАТЬ,

А  НЕ ТО ДУХ МЕСТНОСТИ

РАССЕРДИТСЯ СЕЙ ЧАС.

УЕЗЖАЕМ, 

ВОТ  ПОКЛОН ТЕБЕ - БЕЛБОГ  ОТ  НАС! 

 

О.А. Малахова, фотографии с места мероприятия Б.И. Пушкарева и О.А. Малаховой.

 

У Венчального озера.


Приглашаем принять участие в стилизованных мероприятиях музея


венчание у озера в старинных славянских традициях


Белое озеро. Окрестности 







ритуал обхода вокруг озера трижды



обход вокруг озера










ритуал у священного дерева








камланья «шамана» у ритуального дерева в традициях коренного населения Забайкалья








сопка пирамид



Любите и берегите красоту земли Чернышевкой!




Родственники поздравили молодых с торжеством, и запечатлелись на память. 06.07.12 г.


А вечер в ночь на Ивана Купалу продолжился на берегу тунгусской реки



Будьте счастливы, молодожены!


скажем молодым – «Горько!!!»


Принимайте участие в наших мероприятиях!

НАЗАД В РАЗДЕЛ