ТАЙНЫ  МУЖСКОГО  МОНАСТЫРЯ

 

Гористая местность Успенского монастыря с редкими соснами. Март 2013 г

     Кого как, а меня вырвать из сегодняшней реальности, не очень доброго времени, чтобы разрядиться, может только поездка куда-нибудь в поисках красоты и неизвестностей истории земли Российской, и в особенности таинственной старины Забайкалья. Семейное увлечение краеведением непреодолимо зовёт нас в дорогу для успокоения бродяжьей души и жгучего интереса к фактам тайн истории дремучего любимого края. Люди для этого часто едут достаточно далеко, а нас занесло в село Калинино Нерчинского района и, как выяснилось, не напрасно.

     В мире печати очень слабо освящена история забайкальских сел. А жаль! Первое знакомство с этой красивейшей, в плане природы,  местностью  у нас произошло в 2010 году. Однажды проезжая по федеральной трассе «Амур», мимо реки Шилки, мы увидели величественный старинный храм,  невероятно похожий на Спасскую церковь из казачьего села Курлыч Чернышевского района.

    Село Калинино, в своём прошлом имевшее название Монастырское, расположено в живописной горной местности на правом берегу Шилки. Эта знаменитая в Забайкалье церковь хорошо заметна, если путешествовать по железной дороге, но видеть её так близко нам никогда ещё не приходилось. Легендарный Успенско - Нерчинский  монастырь, по божьей воле  сохранившийся до наших дней, называют одним из семи чудес Забайкалья.  Как известно, монастыри являются воплощением духовности русского народа, хранителями наших обычаев, традиций и истории. От всего облика старинного храма, словно возникшего посреди волнистых степных сопок и гор, исходит неведомый свет и особая непередаваемая энергетика. Историческое здание архитектурного памятника Петровских времён обнесено низеньким деревянным заборчиком с двумя калитками, рядом строится деревянная будущая сельская часовня.

Церковь «Успения Пресвятой Богородицы» село Калинино Нерчинского района. Декабрь 2012г

    В трилогии книги о судьбе культурного наследия России Российского государственного  института Естествознания  с названием «Красная книга предостережение» хранятся фотографии и некоторые сведения об уникальном памятнике культуры России, пребывающем в плачевном состоянии церкви в Калинино – «Успения Пресвятой Богородицы». Этот исторический храм, созданный в начале 18 века из кирпича (!), возможно, за белый цвет его стен или кельевидные кокошники, венчающие их, похожие на женский русский головной убор, назвали в народе – «Белой лебедушкой».

   Из опроса сельчан выяснилось, что многие местные жители практически ничего не знают об истории возникновения родного села и этого чуда архитектуры Забайкалья, потому мы обратились к местному библиотекарю – Ершовой Наталье. Молодая девушка, несмотря на выходной день, с удовольствием ознакомила нас со школьным краеведческим музеем, расположенном в здании сельской библиотеки, созданным учителем М.П. Коптеловым,  за что мы ей очень благодарны. 

Внутренний интерьер Успенской церкви

    Из экскурсии по музею и его материалов стало ясно, что село Монастырское (ныне Калинино), расположенное при протоке рек Шилки и Нерчи в 5-и верстах от города Нерчинска, возникло в средине далеких  1600-х годов. Судьба редкого дальнего храма  в пределах восточного государства, начатого строиться здесь в 1706 году, тесно переплелась с историей освоения и присоединения даурских земель к Российской империи, потому село это особенное.  Именно в этом местечке, где сегодня расположилось Калинино, в ноябре 1653 году высадились казаки Петра Бекетова, под предводительством  его сподвижника -  Максимки Урасова. И заложили здесь первый Нерчинский острожек «при протоке текущей из Шилки и Нерчи реки и впадающих в ту протоку Сергиной и Арзамасовой речек…», назвав его Нелюдским .  Только просуществовал этот острог  буквально полгода, отчего и получил такое название. Тунгусский вождь  Гантимур – хозяин этих земель вначале подчинился прибывшим на Шилку казакам, и даже внёс ясак (2 сорока соболей), но потом приказал своим людям вытоптать и сжечь все посевы, с таким трудом выращенные русскими.  Угроза голодной смерти заставила русских первопроходцев уйти с этого места на Амур. По уходу казаков, кочевавшие здесь  тунгусы Гантимура сожгли острог, но через год упрямые русские вернулись с воеводой Афанасием Пашковым и спустя пять лет был возведён новый Нерчинский острог, но на месте первой русской заимки (острожка) был построен ныне сохранившийся мужской монастырь. «Видно был в этом промысел божий» и с разрешения Петра Великого по его Указу из Москвы с 31 мая 1706 года и по просьбе Нерчинского сына боярского Никиты Варламова было начато строительство сего храма.

Многоярусные кокошники, венчающие стены Успенской церкви. Декабрь 2012 г

   Согласно «Киприановской летописи» монастырь был основан в 1664 году. По челобитной Никиты Варламова, который служил государю, и «ходил для проведывания и познания даурской земли» ещё с Афанасием Пашковым и «будучи в Нерчинску служил в правде своей верно» было дано разрешение на основание здесь монастыря. Никита писал, что «… ныне те служивые люди престарели и за старостью лет от службы отстранены, а вместо них службу служат их дети и внучата. Те престарелые, оставленные служилые люди желают постричься, а в Нерчинску де монастыря не бывало и по сё время нет». Так была построена первая деревянная церковь во имя Богоявления Господня «с одной главой, крест обит белым железом, на алтаре крест железный» .  Позже в 1706 году начали строить главную «каменную пятиглавую церковь с шатровой колокольней» мужского общежительного Успенского монастыря. На территории Забайкальского края до революции располагалось всего три монастыря. 

Обналичники окон Успенской церкви. Декабрь 2012 г

   Долгие шесть лет мастерили люди этот образец церковного архитектурного зодчества с тонким художественным замыслом, и в 1712 году московские мастера завершили свою ювелирную работу.   В поселении Монастырском с 1690-х годов стали быстро строиться первые заимки Нерчинских «служивых» людей, которые явились  основоположниками  легендарного исторического села, а в 1923 году село посетил М.И. Калинин, и в память об этом событии оно было переименовано в Калинино.  Если учесть, что город Нерчинск основан в 1653 году, когда пришли в Забайкалье первые русские казаки, то эту дату можно считать полноправной датой основания села Калинино Нерчинского района.

    Учитывая, что в наши дни сохранилось очень мало строений петровских времен, каменная церковь «Успенья Богородицы», построенная из кирпича в селе Калинино, имеет особую ценность для Забайкалья, а значит и для России в целом. В 15-м веке на Руси появился новый строительный материал, привезенный итальянцами – кирпич, из которого выложены стены московского Кремля, украшенного стенами и башнями, каменными соборами и палатами, придавая столице величественный вид. Из этой же основы создана и церковь «Успенья Богородицы».  Есть один немаловажный исторический факт, в том, что 20 октября 1714 года особым царским Указом Петра по России было временно прекращено каменное строительство и повелевалось всех мастеров дел каменного зодчества отправлять на работы в Петербург. В те времена этот город был главной заботой Петра.  Таким образом, на долгое десятилетие русское зодчество стало только деревянным, потому и значимее сегодня редкие образцы каменного зодчества церковной архитектуры первой половины 1700 годов, ведь деревянные храмы недолговечны.  

толщина стен церкви 1,5 – 2 м. Успенская церковь, январь 2012

    Мастера, строившие Успенскую грациозную белую церковь в историческом селе Калинино, приложили все свои знания и усилия целостности архитектурного строения, устремлённого в Вечно Синее забайкальское небо. Все элементы церковного сооружения очень пропорциональны, гармоничны и даже декоративные детали храма, что очень интересно, выполнены из прочного кирпича (!). Отличительной деталью Успенского монастыря можно назвать  похожие обналичники здания, которые вместе с тем, на каждом оконце имеют разные украшения. Во внешнем облике храма, зрительно заметно его женское начало – что было предусмотрено зодчими, видимо, в честь Богородицы. Это выражено, в первую очередь, в многоярусных женских кокошниках, которые венчают стены церкви и декоративном цветочном орнаменте обналичников окон. День 15 августа по старому стилю на селе сегодня отмечают  престольным праздником храма.

   Ещё одной редкой деталью строительства можно отметить и то, что это уникальное церковное сооружение построено из кирпичей разных размеров и это хорошо видно в проемах разрушающихся стен церкви. Это указывает на то, что кирпичи делали разные мастера, но вместе с тем они сложены так, что получилась хорошо связанная прочная кладка здания. На многих кирпичах, рассыпающегося монастыря, имеются штампы мастеров, а это в свою очередь – есть своеобразный знак качества прошлых исторических лет. Толщина стен церковного сооружения 1,5 – 2 метра. Как выясняется, именно это придало ему прочность на целых три столетия. Фундамент храма профессиональные строители сложили из больших природных глыб, что тоже хорошо видно невооруженным глазом.

Разрушающиеся своды Успенской церкви. Январь 2012 г

    Очень интересные сведения по этому поводу дал однажды управляющий проектами ЗАО «Читагражданпроект» – Владимир Эпельбаум в короткометражном фильме по Читинскому телевидению об Успенском монастыре, утверждая, что это не сибирский и не российский приём строительства зданий. По доводам заслуженного строителя Читинской области,  такую редкую кладку фундамента гранитных природных камней размером 0,5 х 1 метр практиковали только строители из Средней Азии. Сверхтонкая штукатурка, то есть меньше 10 сантиметров, сделанная «по насечке» и примененная в этом историческом сооружении,  о которой знали строители  храма уже 300 лет назад, сегодня пришла к нам из Америки всего лишь только 20 лет назад.  А сверхпрочный кирпич, примененный  в Успенском редком памятнике архитектуры, который современники определяют как «кирпич марки - 200» в наши дни только начинает выпускаться. Выслушав такие новости, остается только восхищаться уникальными способностями и мастерством строителей Петровских времен, видевших годы расцвета города Нерчинска и Нерчинского монастыря. 

Окно каменной палаты, где содержался Георгий Дашков. Январь 2012 г

       Глубоко заинтересовавшись историей  Нерчинского мужского монастыря, мы стали искать подробности его истории. Так в буклете «Нерчинск»  мы нашли ещё некоторые не менее интересные данные уже о бытие этой церковной обители.  Стало известно, например, то, что на земле села Монастырское в 1707-1710 году была построена ещё деревянная церковь во имя Богоявления Господня – писал путешественник С.П. Крашенников , входившая в комплекс культового строения, сгоревшая в 1729 году. Немало на своей жизни повидал бед и сам Успенский монастырь. В нём имелась богадельня для престарелых и увечных служивых людей (использовалась до 1763 года), в которой могло проживать до 15-ти человек. И где «закончили свои дни первые строители Нерчинска, сподвижники Уразова, Бекетова и Пашкова» - писал краевед Е.Д. Петряев .

    Бытует среди нерчужан  и легенда о том, что якобы именно в Успенском монастыре при богадельне закончил свою жизнь и захоронен на старом нерчинском кладбище первый русский землепроходец «даурской земли заводчик» - Ерофей Хабаров. Умер этот человек, будучи глубоким старцем, в возрасте 126 лет (!).   

Стариковы столбы. Декабрь 2012

    Широкую известность получил храм «Успения Пресвятой Богородицы», служивший и местом ссылки, тем, что среди прочих узников, четыре года провёл в заточении монастыря  бывший митрополит Ростовский, вице-президент Синода Георгий Дашков. Сослала сюда известного проповедника и государственного деятеля императрица Анна Иоанновна за то, что тот хотел стать патриархом, будто бы претендуя на место патриарха, он участвовал в попытке свержения с престола царицы Руси. Предписывались узнику и грехи устроителя особого «егорьевского» колокольного звона. Так в 1735 году  2-го декабря государственный преступник  русской императрицей был направлен в Нерчинский монастырь, где «…предписывалось содержать Дашкова «несходно до смерти», под крепким караулом, никого к нему не допуская, а пищу и одежду давать наравне со всеми монахами» .  Умер, лишенный сана с воцарением Анны Иоанновны митрополит Ростовский в «палатке каменной»  при монастыре 17 апреля 1739 году и был похоронен у стен  обители. Место это осталось неизвестным, но очередная местная легенда гласит, что когда Дашков умер, он был похоронен у куста бузины, который сам и посадил, когда его допускали на прогулку у стен монастыря. Слава о Георгии Дашкове дошла до сибирских земель, и до самой революции люди приходили сюда, чтобы помолиться у места погребения именитого узника Успенского монастыря. Они собирали листья с куста бузины, и, заваривая их, лечились от разных недугов. Как ни странно, но многим прихожанам храма, как поговаривали в округе,  это помогало (со слов директора краеведческого музея г. Нерчинск –  А.Ю. Литвинцева).

   Часто историки и краеведы задавали себе вопрос. Где же в Успенской церкви находилась эта отдельная каменная келья, где в заточении содержался  Георгий Дашков? По установленным фактам научных специалистов, указанных в научном издании «Земли родной минувшая судьбина» автора Л.М. Карчановой  и сведениям директора музея города Нерчинска,   таится ответ на поставленный вопрос.  В «Книге учета монастырского имущества»  имеется описание Успенской церкви, где документально повествуется «… над алтарем глава каменная, крест железный с позолотой. При ней каменная же колокольня, а под колокольней, в средине, палатка каменная для содержания казны и прочей церковной утвари». Именно здесь между небом и землёй, по утверждению А.Ю. Литвинцева, провёл свои последние годы жизни, находясь в заточении, церковный деятель России Георгий Дашков.

   Библиотекарь села Калинино Наталья Ершова рассказала нам одну интересную историю. Летом 2008 года Успенский монастырь был освящён по всем правилам обряда священниками Нерчинского Вознесенского собора, когда поставили у старинной каменной церкви деревянный крест. В месте, где первоначально была предусмотрена установка православного креста, было обнаружено захоронение, которое осталось не известным. Как знать? Возможно, это место и есть, нарушенное нашими соотечественниками, таинственное погребение Георгия Дашкова.            

   На территории монастыря, обнесенного невысоким забором, располагались две церкви, а также деревянные и каменные кельи, амбары, кладовые, «магазейны», погреб, монастырская кухня-поварня.  Монастырь, как выясняется, был не только обителью для первооткрывателей Даурской земли, но и имел свои вотчины. Начав хозяйственное освоение края, за ним числилось 160 душ крестьян, из приписанных к нему семи деревень. Эти люди обрабатывали обширные поля, они же работали в ткацкой, кожевенной и других мастерских, а также на мукомольных мельницах, кузнечном и суконном производствах. В конце 19 века местные жители показывали развалины монастырских амбаров, но ещё до революции на их месте были выстроены жилые дома.

    В фонде «Церкви Забайкальской области» государственного архива Читинской области «Книга учета монастырского имущества», которая была составлена при проведении ревизии 1763 года, описано всё имущество монастыря, где немалый интерес представляет опись монастырской библиотеки. Она состояла из большого количества, как рукописных, так и печатных книг («киевской печати»), поставляемых из Киевско-Печерской лавры. Наличие в описи «нотных книг» говорит о знании нотной грамоты священников монастыря, подтверждая, что он являлся центром грамотности Нерчинского Забайкалья.

    Достаточно богатым было и внутреннее убранство Успенской церкви: иконы в серебряных окладах, расшитых жемчугом; два Евангелия в дорогих окладах с серебряными застежками; серебряные кресты с позолотой; «один крест чистого золота»;  серебряная и медная церковная утварь; различные покрытия для престола и жертвенника из бархата, парчи и шелка. Иконостас состоял из образов: Пречистой Богородицы Казанской, Богоматери Смоленской, Богоматери Владимирской, Воскресения Христа, Богоматери Неувядаемого Цвета. Очень интересно в «Книге учёта монастырского имущества» описана икона Пречистой Богородицы Казанской: «… венец, гривна и корона, серебряные с позолотой, резные, а на венце  и на короне камешков лазоревых четыре, красных два, а у чудотворцев шесть венцов четыре гривны и поля на окладе резные под позолотой».

    В феврале 1764 года Нерчинский Успенский монастырь был упразднен, монахов перевели в Киренский монастырь, монастырские земли отошли крестьянам, имущество монастыря частично было продано, частично расхищено. В Читинском архиве теперь хранится объемное дело о расследовании расхищения монастырского имущества.  После 1773 года каменная главная церковь монастыря существовала как приходская, и была закрыта в 1930 году. В настоящее время решается вопрос о её реставрации, ведь от Байкала и до берегов Тихого океана она является самой древней. В 2012 году ей исполнилось 300 лет.

    Не менее интересные воспоминания, детей последнего настоятеля церкви успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино,  были опубликованы в 2012 году  в Забайкальском историческом журнале «Хронограф», собранные в статье «Знаменские» Александром Литвинцевым.

«Село Калинино. Весна 1929 год. Снег растаял, но ещё прохладно. Малиновый звон большого колокола с утра извещает о начале праздники. Мы с мамой идём по деревянным мосткам через речку Чистую. Близость бурлящей воды вызывает страх. Преодолеваем небольшой подъем в горку и выходим на главную улицу села, проходим мимо здания с большими белыми ставнями – это школа. Выходим на широкую площадь, минуем калитку в металлической ограде, шагаем по каменным плитам. Вблизи церкви колокольный звон становится громоподобным. Внутри храма звуки воспринимаются гулко. Народ постепенно заполняет зал. Много свечей в подсвечниках у стен и в блестящих люстрах излучают мягкий свет. Сверху, с необыкновенной конусообразной высоты стен смотрят ангелы, по периметру стен – лики святых в блестящих окладах. Мы становимся возле возвышения, огражденного позолоченным барьером, рядом стойка с бархатистой темно-вишнёвой накидкой с блестками. Хочется всё потрогать руками, но существует запрет. Рядом узорчатые дымящиеся кадила. Слышно пение. Служба завершается раздачей причастия. Человек в ярком одеянии держит в руках сосуд и угощает всех. Досталось и мне чайная ложечка сладкого кагора…»

   Из воспоминаний Вадима Николаевича Знаменского: «1932 год. Мне 6 лет. Мы, группа босоногих несмышленышей, собираемся посетить, пустую церковь Успенья. Неподдельный страх и трепет охватывает всех при приближении к ней.  Но любопытство побеждает. Сразу поражает необычное эхо звуков. Стекла выбиты, на окнах только узорчатые решетки. Гуляют сквозняки. Порывы ветров ворошат обрывки бумаг, рукописей. Вдоль стены два массивных сундука с развороченными крышками. В одном остатки старинных книг, в другом – шнурованные и отдельные листы рукописей, заполненные аккуратным красивым подчерком. Крупные шрифты и заголовки удаётся прочитать – даты, названия месяцев, имена  и фамилии селян. Осмелев, ватага забралась по винтовой лестнице на колокольню. Большой 40-пудовый колокол висит без «языка», удаётся дотронуться рукой и ощутить его холодный металл. Вскоре колокол был сброшен с колокольни и, пробив каменную плиту, треснувший, он долго торчал из земли…»

  Дед Вадима, Иоанн Григорьевич Знаменский (06.02. 1839 – 10.05.1918), и матушка Елена (бабушка Вадима) были похоронены за алтарём Успенской церкви, с юго-восточной стороны. Безымянные надгробные плиты до сих пор лежат в этом месте.

   Сегодня в Успенской церкви обвалились все лестницы на колокольню, а с разрушением крыши над бывшим алтарём начали разрушаться её конструкции. Разрушаются своды. Снега, дожди, попадая в кирпичную кладку, рушат историческую русскую святыню.  И трещины, как «змеи поползли по стенам храм  сего, и всё ненасытнее они, всё больше…».  Гибнет церковь тихо, смиренно и не слышат люди немую мольбу о спасении, ведь голос у неё отняли…

Село Шивки Нерчинского района

    Знаменито село Калинино и ещё одним немаловажным фактом – рождением на этой святой землице видного художника Н.И. Верхотурова, картины которого соискали мировую известность. Николай Иванович (1865 – 1944гг) изначально окончил только Нерчинское духовное училище (бурсу), а в 1907 – м уже поступил в Академию художеств в Петербурге.  Его учителем был первый самодеятельный художник Забайкалья – П.Н. Рязанцев (1829 – 1897 г.г.), родившийся в Нерчинске в многодетной и бедной мещанской семье. Именно по его настоянию известный в своём будущий художник Верхотуров уезжает в Москву,  окончив там с медалью училище живописи, ваяния и зодчества, он вскоре снова вернулся в Забайкалье. Его картины в основном посвящены быту каторжников, это такие полотна, как: «Прикованный к тачке», «Невольный убийца», «Заковка арестанта» и другие. Николай Иванович стал основателем художественной студии в Иркутске, потом уехал в Питер. По своим убеждениям художник оказался сближен с большевиками и все его картины имеют историко-революционные темы: «Пропаганда», «Накануне казни» и так далее. Мировую известность  получила его картина «Расчёт». За близость с большевиками Н.П. Верхотуров был арестован, но уже в 1917 году он уезжает в Петроград и там проводит выставку картин под названием «Борцы революции». Последние годы художник жил в Москве и работал в Политехническом  музее. (учебно-методическое пособие «Художники Забайкалья»; г. Чита; 2003 г.)

   И ещё одна достопримечательность существует в истории старинного села Монастырское (Калинино).  Здесь  проходил знаменитый колесный тракт, тот самый по которому шли тысячи крестьян со своими семьями и домашним скарбом, переселенные на сереброплавильные заводы из Западной Сибири. По этому пути совершали свой скорбный путь на Нерчинскую каторгу партии каторжан и государственных преступников. По нему же «на край света» ехали вслед за своими мужьями и жены декабристов и польских повстанцев. Вот почему так много картин Н.П. Верхотурова было посвящено именно теме жизни и быту каторжников и арестантов. Что и говорить, много повидал наш многострадальный народ за всю историю Российской империи, но всё пережил и всё выстоял.

   В заключении знакомства с легендарным прошлом уникального села очень уместно будет увязать  с историей Успенского монастыря. Недалеко от поселения Калинино, тоже на правой стороне реки Шилки расположилось село Шивки.  Нас, как краеведов, сразу привлекла топонимика названия села - Шивки. В книге В.Ф. Балабанова «В дебрях названий» есть точный перевод  эвенкийского «шеваки»,  означающий  - «дом молитв». Село это, как выяснилось, основали монахи, и место это ими было выбрано не случайно. Совсем рядом с Шивками расположены загадочные каменные Стариковы столбы, заросшие лесом на своей вершине, которые отлично видны, когда подъезжаешь  к Успенской церкви, где проводили свои молитвы священники монастыря и жители окрестностей. Почти на пике хребта, чуть ниже этих столбов, из каменной россыпи бьёт источник  хрустально-холодной воды. Ниже этот родник течёт, как ручей, и внезапно исчезает среди каменных лабиринтов спуска. Не достигнув подножья горы, но найдя выход у обочины федералки «Амур», родник в трёх километрах от села Калинино, сегодня  назвали в народе «Шоферской родник». Место это с любовью обихожено круглым столиком со скамеечками под расписным панельным навесом. Дерево, растущее у родника, увешано цветными атласными лентами и разноцветными лоскутками,  а сам родник обсыпан монетами разных достоинств, в стиле восточных поверий.

     Своей первозданной красотой и величием Стариковы столбы восхищают не только местных художников, но и унылых скептиков. Остается только добавить, что матушка Природа не обидела Забайкалье ни чудесами, ни редкой красотой, ни богатством и разнообразием подземных сокровищ. 

Родник «Шоферской» в 3-х км от Успенкой церкви. Март 2013

    Построенная в 1712 году и сохранившаяся до наших дней Успенская церковь… «каменная, о пяти маковках. Кресты обиты белым железом, а маковицы деревянным лемохом. Над алтарем глава каменная, крест железный под золотом. При ней же колокольня. В ней три предела: в холодной (часть здания, где служба велась только летом) – Успения Пресвятой Богородицы; в теплых  пределах – на правой стороне во имя Богоявления Господня, а на левой – Живоприемного Источника».  Запись эта приводится в «Книге учета монастырского учёта», хранящаяся в фонде «Церкви Забайкальской области».  Кровли над алтарной частью Успенской церкви вместе с железным крестом под золотом давно уже и в помине нет, а вот Живоприемный Источник (Шоферской родник)  до наших дней служит путешественникам своей лечебной силой, напоминая забайкальцам о днях давно минувших, где над святой местностью парит Успенский храм – казачье эхо побед.

Давно в даурскую лихую стужу

Мастеровые зодчие с Москвы

Приехали сложить

Успенский монастырь красивый.

Ему судьбой начертано тут, быть,

Стоять,

Как символ освоения людьми России

Земли суровой и победно объявить:

«Здесь казаки бесстрашные – Отечества сыны

Поступком героическим

Сумели присоединить

К Руси простор Даурской целины.

 

(стихи автора из поэтического сборника «Забайкальский альманах»)

 

О.А. Малахова. фото автора