У БИСЕРА  АРАБСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

 

       Ещё задолго до появления бисера древние люди украшали себя бусами, сделанными из клыков и зубов убитых животных, а также  оригинальных ракушек и речных цветных камушков с природными отверстиями.       

         Древняя легенда гласит, что давным-давно много лет тому назад финикийские купцы отправились в Африку, чтобы приобрести там дорогой по тем временам товар - природную соду. Закупив товар, они отправились домой по Средиземному морю. Дорога вымотала людей долгой переправой и однажды они высадились на отдых с ночлегом на пустынный берег. В том местечке не было ни камней, ни деревьев. Для приготовления ужина путники развели костер на песке, обложив его крупными кусками соды. Всю ночь тлел этот костер, а утром разворошив золу, они увидели дивный камень, который впечатлил их воображение. Твердый слиток был чист и прозрачен, как слеза. Это было  первое стекло. Со временем из стекла люди научились изготовлять круглые бусинки будущий бисер.

      Существовало несколько древних способов производства бисера, когда стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины – тиглях. В них засыпали шихту – смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Потом полученное стекло обрабатывалось на стадии «вязкого теста». Так появился первый бисер, а нанизывали бисеринки  древние люди на конский волос. 

     Слово «бисер» образовано от арабского слова «бусра» и самые первые бисерные изделия возникли в древнейшей стране пирамид – Египте, откуда бисер попал в Рим. Уже в 6-м веке искусство бисероплетения достигло своего расцвета в Византии. Из Византии это красивое ремесло перешло  в Венецию. Известно, что именно венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера, поскольку до этого времени египетский бисер был из непрозрачного стекла и на первый взгляд  напоминал жемчуг. Скорее всего, именно потому в те далекие времена этот бисер называли – фальшивым жемчугом. Но, несмотря на это, древние египтяне очень трепетно относились к родному бисеру и в знаменитое ожерелье бога Солнца, которое считалось символом безграничной власти фараонов, был вплетен именно  матовый бисер. Первый бисер был, несомненно, крупнее современного, а секреты его изготовления тщательно оберегали,  за разглашение этой тайны в Венеции, например, виновного ожидала смертная казнь. Однако  в 16 веке мастера из Тюрингии сумели изготовить свой эмалевый красивейший бисер, технология которого была очень сложной, оттого и бисер этот был очень дорогим. Учитывая необыкновенную красоту бисера, европейские купцы и путешественники-завоеватели всегда брали его с собой, отправляясь к северным берегам России, где местные аборигены с удовольствием обменивали его на золото, меха,  драгоценные камни и другие ценности.

       На протяжении нескольких веков бисер ввозился в Россию из Венеции и Германии. В 15 веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Изделия из бисера с языческих времен были неотъемлемой частью древних славянских костюмов, известно также, что ещё в 9-м веке на огромных просторах Киевского государства в эпоху Киевской Руси  древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления заглушенных стекол. В Киеве существовали небольшие мастерские, в которых изготовляли изделия из бисера, о чем свидетельствуют  раскопки древних курганов и городищ  9-11 веков, где археологи находят множество разнообразных по величине и форме стеклянных бус и браслетов из полупрозрачного стекла разных цветов.   Развитие стеклоделия на Руси было надолго прервано татаро-монгольским нашествием. Только в начале 17 века в 1635 году начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино под Москвой, а в середине 18 века М.В. Ломоносов открыл фабрику в Усть-Рудицке по производству цветного стекла, бисера и стекляруса.  Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр 1, но никаких сведений  о массовом производстве бисера в российской истории  не существует.

      Расцвет бисероплетения в России относится к 19 веку, когда бисером расшивались иконы с ликами святых, пояса, манжеты и воротнички женской и даже мужской одежды. Встарь  сочетания цветов и формы бисера имели символическое значение, рассказывая о социальном происхождении человека, о его возрасте, о произошедших с ним событиях: счастья или горя, рождении или смерти.  Но с течением времени  мода на бисер постепенно прошла. В Забайкалье бисер появился с прибытием в эти места купцов – скупщиков пушнины. До сего времени рисунки из мелких бус и бисера украшают полоски на зимней обуви коренного местного населения, называемых унты. Бисер всегда присутствовал и на женских кошельках, кисетах, браслетах, поясах и головных ободках в национальных костюмах народов Севера. 

    Второго марта  в клубе «Ветеран»  состоялась замечательная выставка бисероплетения посвященная памяти бывшего председателя Чернышевского районного суда Р.И. Мальцевой. Выставка состоялась благодаря  её главных организаторов - Л.М. Седько, А.Ф. Франчук и других, всегда не менее активных, членов этого клуба, а также спонсоров коллектива райсуда и администрации городского поселения «Чернышевское». Художественные композиции талантливых мастериц  поселка Чернышевск, выставленные на суд зрителей, были  похожи на музыкальные фразы. Прекрасный художественный стиль, прекрасные линии, прекрасные цвета, где красотой предстала зримая правда, ведь именно это, на мой взгляд, присутствовало в работах у всех мастериц выставки   захватывающего вида изобразительного искусства, что зовется - бисероплетение.  Готовая композиция, имеющая в первую очередь название – это как хорошая музыка или увлекательный роман. Не правда, ли?  Удивительная способность женщин и детей, которые представили свои работы, в умении создавать и передавать свои замыслы в бисероплетении –  очень  подкупало зрителя, созерцанием настоящего искусства  выражать это своё  великолепное видение в составлении прекрасных композиций.

      Выставка проходила всего один день. А сегодня некоторые работы  талантливых рукодельниц – М.Г. Масловой, А.И. Тонких, В.И. Шутовой, Элины  Буданой и других художниц бисероплетения  из поселка Чернышевск демонстрируется  в Районном краеведческом музее.  Выставку мы назвали  «Живая музыка любви». Труд живописного мастерства  бисероплетения  способен вызывать  у людей только самые яркие эмоции и слова восхищения, ведь искусство создавать красоту, что диктуется  душой мастерицы   - подобно  живой музыке любви. И это просто замечательно, что одно из самых увлекательных народных старинных и благородных  искусств, становится  опять очень популярным в наше далеко непростое время.

 

 

О.А. Малахова.

Фотографии авторские.