УТАН  
Среди  развесистых  черёмух  с  гроздьями  чёрных  ягод  и  трепещущих  берез,  в  которых  всегда  живет  весна,  где  висят  сиреневые  закаты  над  золотоносной рекой  Куэнгой, а  по извилистым речным берегам  красуются  на  тоненьких  стебельках  красные  головки  клевера  и жёлтых  маков,  раскинулся большой  бывший  казачий  поселок  Утан,  называвшийся  ранее  селом  Кожино.  Даль  душистых  грибных  лесов,  равнины  полян  в  веснушчатых  саранках  и  в сладкой  землянике,  песчаные  берега  реки  Куэнги    окрестностей  Утана,  всегда  притягивают  сюда  людей  со  всего  района.  Красота  природы  этих  мест  никого  не   оставляет  равнодушными.

Загадочное  название  села  Утан  происходит  от  эвенкийского  слова  «ута»,  что  переводится  как  «дитя»,  «дитятко»,  плюс  окончание «-н». Может, детище  месторождения?  В  своих  сказках  песнях и  просто  в  быту  тунгусы, обращались  к  малым  детям,  применяя  это ласкательное выражение.  Эвенкийская  культура всегда  была, богата  своими  легендами,  сказаниями, былинами, поэтому  не  исключено,  что  перевод  этого  селения  звучит  именно  так.  Учитывая,  что  соседнее  эвенкийское  село,  образованное   двумя  братьями  князя  Гантимура и звучит  на  русском  языке,  как  «серебряная  вода», то  возможно,  и  здесь  не  обошлось  без  сказки  про  серебряные  подземные  ручьи  или  серебряные  стрелы,  а  может быть  тут  обжились  дети  Гантимуровых  старших.   Сама  утанская  равнина  тунгусами  была  названа  Утан,  а  русские  люди,  которые  поселились  здесь  по  близости  с  эвенкийскими  юртами  кочевого  народа,  назвали  свое  пристанище  Кожино,  скорее  всего  по  фамилии  первых  переселенцев  основателей  Утана,  но  тем,  ни  менее   в  последствие  этому  селу  вернулось  его  первоначальное  название.   
        Проезжая,  по  улицам деревеньки  невольно  встречаешься  глазами  со  старинными  деревянными  пятистенками  и  ощущаешь  дыхания  истории,  оживляющую  в  общем    внешнем   облике  села прежнюю  казачью  культуру  и  традиции  местного  населения. 
      Крепко  раньше  живали  казаки  в  забайкальских  селах.    Разводили  молодняк,  лошадей.  Устраивали  скачки,  конные  бега,  где  военные  казаки  демонстрировали  свою  удаль,  сноровку  и  силу,  а  во время  страды  работали  от  зари  и  до  зари, выращивая  хлеб  овощи,  да  приговаривали:  «Как  потопаешь – так  и  полопаешь». Приведу  для  наглядности  такой  пример.  Семья  Черепанова  А.В.  имела  50  лошадей,  96  голов  крупного  рогатого  скота,  85  овец.  Спешу сразу  отметить,  что  казакам  разрешалось  использовать  наемный  труд  (работников), но только  как  вспомогательную  силу.   Люди  были  великие  труженики,  весь  год  в  казачьих  семьях  был  расписан в  жестких   сроках,  и  кто  много  работал  не  покладая  рук,  те  жили  зажиточно.  В  старину,  бывало,  говаривали: «как  крепок  быт  казачий, так устойчивы  и  нравы  там».  Семьи  были  обычно  многодетными,  зато  это  позволяло  справиться  со  всеми 


хозяйственными  работами  и  вовремя  выплачивать  налоги.  Для  освоения  больших  земель казакам приходилось  отвоевывать  её  у  леса,  и  только  тот,  кому  пришлось  на  долю  выкорчёвывать  пни  из  землицы  без  всякой  механизации,  знает,  почём  бывает  чёрный солёный  пот.   После  тяжёлого  труда – непременно была русская  банька с  берёзовым  веничком  да с  особым  камнем  «воронцом»,  раскаленным  добела.  От  крепкого  пара  его - дыхание  жгло,  и  сердце  замирало,  но  таким  методом  выгоняли  усталость  и  разную  хворь  из  организма,  а  здоровой  казачьей  силы  мужички  набирались.   После  бани  непременно пили  чай  за  семейным  самоваром,  с  травами  лечебными,  чтоб  семь  потов  вышло,  а  где  и  чарку  «с устатку» выпьют  и  никакие  беды  нипочём.  Народ казачий был  крепким,  сильным.  Умели  казаки  хорошо  трудиться,  умели  и  любили  хорошо  погулять  в  праздники.  Отмечали забайкальские  казаки  не  все  праздничные  даты,  но  обязательными  были празднование Святого  Алексея – покровителя  забайкальских  казаков,  Пасха,  Троица,  Рождество,  Покров  и  Масленица.  Непременно  отмечали сельские  казаки  и  свадьбы по  всем  правилам  казачьих  обрядов,  со  сватовством  и  церковным  венчанием  -  это было  законом,  иначе,  считалось, что  молодая  семья  не  будет  крепкой. И  тогда надевай  сарафаны,  натягивай  сапоги да  затягивай  ремни  казачий  род,  и  запоют  гармошечки,  засвистят плетеные нагаечки  казачков,  затопают  сапожками  бабоньки.  Зазвенят  по  деревни  частушки  ядрёные  да  забористые,  какие  только  поют  в  Забайкалье:  «Ты  не  стой  у  ворот,  не  посвистывай, а  то  выйду  на  крыльцо,  из  берданы  выстрелю».  Гуляли,  бывало,  по  пять  дней,  а  потом  опять  брались  за  работу.  
        Утанские  казаки  входили  в  Курлыченскую  казачью  станицу,  просуществовавшую с  1851  до  1921  года.  В  городе  Сретенск  была  казачья  школа,  где  казаки  обучались  военному  делу.  Дети  казаков  имели  преимущество  в  обучении  и  по  окончании  его  получали свидетельство  об  образовании.  Самым  знаменательным  радостным  событием  у  забайкальских  казаков    был  приезд  летом  1891  году  будущего  императора  Николая  Второго.  Долго  помнили станичные казаки  Курлычи  среди  которых  была  и  утанские  казаки,  как  встречали они  Цесаревица    Николая  в  городе  Сретенске  у  пристани  Шилки, где  при  входе  в  город  по  этому  случаю была  сооружена  красивая  триумфальная  арка.  «Красив  был  вид  Сретенска,  когда  утром  подходил  пароход,  но  еще  красивее  и  оживленнее  он  оказался  при  отходе.  Солнце  отливало  лучами  яркую  картину  строений  флагов,  массы  народа  в праздничных  одеждах.  Могучее  «УРА»  гудело  в  воздухе,  пока  пароход  шёл  вдоль  станицы;  все,  что  было  на  берегу,  заволновалось  и  побежало,  следуя  за  пароходом,  пока  было  возможно…
… вдали  показалось  поселение.  Около  поселка  на берегу  были  выстроены  казаки  Курлыченской  станицы». Пересказывали  потом  по  нескольку  раз  казаки  в  своём  Утане,  как  Его  Императорское  Величество  сам  лично  вручал  станичному  атаману Сретинска,  уряднику  Пыхалову  серебряные  часы, а  командиру  роты  почетного  караула,  штабс-капитану  Аникину  и  офицеру  подпоручику  Лыткину  по  серебряному  портсигару. Станица  Сретенска  в  Забайкальской  войсковой  администрации  считалась  самой  богатой,  она  была  центром  казачьей  станицы  третьего  военного  отдела,  и  власть  принадлежала  станичному  атаману.  Никому  не  секрет,  что в  те  далёкие  годы  даже  российские  деньги  приходилось  чеканить  из  немецких  талеров.    России  как  воздух  нужны  были  серебро  и  золото,  которого  было  предостаточно  в  Даурии  (Забайкалье),  вот  и велено  было  всем   «держать  ласку  и  привет»  с  забайкальцами.    
        Слово  «казак»  тюркского  происхождения,  и  означает – «вольный  человек».  Забайкальские  казаки  это  потомки  донских  казаков,  пришедшие  на  покорение  Сибири.   Поселение  Утан  было  основано  в  1743  году  бывшими  крестьянами  из  Европейской  части  России  и  Урала. 
Действительно  основная  часть  населения  в  этой  деревне  люди  светловолосые,  светлоглазые  и  белокожие,  не  как  в  Мильгидуне.  Интересно и то,  что  сюда  была  насильно  перевезена  большая  часть  населения,  работавшая  горнозаводскими  рабочими  с  реки  Унда  Балейского  района,  где  до  сегодняшнего   дня  идёт  разработка  золотых  приисков  по  этой не  малой реке  с  неисчерпаемыми  запасами  желтого  металла. Может  быть  это  связано  еще  и, с  перспективой  на  новое  месторождение,  а  не  только  с  освоением  новых  земель?
    Год  1921-й  записался  в  летописи  села,  годом  создания  тут  первой  коммуны  с  названием  «Передовой  крестьянин»,  в  которую  входило  десять  семей.  Всем  уже, наверное,  давно,  известно,  что  в  декабре  1921 года  в  селе  Поповское (Чернышевск)  был  собран  сход  трёх  казачьих  поселков  Утана,  Алеура  и  Пашенная,  после которого  распалась  Курлыченская  казачья  станица,  ввиду  начала  становления  советской  власти  в  Забайкалье.   Потом  в 1930  году  в  сложный  период  коллективизации  в  Утане,  как  и  во  всех  других  селах,  Чернышевского  района прошло  гневное  кровавое  раскулачивание.   Зажиточных  казаков  причислили  в  ранг  кулаков.  Да  только,  ни  один  лодырь  зажиточный  казак  с  помощью  наемной  силы  не  смог  бы  себе  обеспечить  добротный  достаток  в  суровых  условиях  природы  Забайкалья.          
      Прошло  время,  но  между  тем,  казачество  никуда  не  делось,  оно  живо  и  сегодня.  Еще  не  забыли  потомки  казаков  Утана  рассказы  своих  дедов  как  проходили  сборы  на  Кругу,  где  шашками  голосовали,  как  передавалось  оружие  это  от  дедов  к  внукам,  как  бросали  нагайку  к  ногам  обидчика.  Помнит  казачий  род  и  одну  их  основных  заповедей  о  человечности,  ставшую  сегодня  уже  просто  нормой  жизни – «сам  погибай,  а  казака  выручай», выражаясь  в помощи  друг  другу  в  делах  и  по  хозяйству.  Не  забыли,  как  печётся  подрумяненный  хлеб  в  печах и  куличи  с  курочкой,  как  прибиваются  подковы  на  копыта  лошадей  и  как  поются  казачьи песни,  запевая:  «Ой,  ты,  Галя,  Галя  молодая!»    И  сегодня,  как и  прежде,  взлетают  топоры  с  молотками,  и  стонут   бензопилы  по  дворам  и  льет  со  лба   соленый  пот,  слышно  ржание  коней  и  звуки  гармошки,  и  ведут  хмельные  мужики  разговор  у  реки  за  ушицей  «за  жисть».   Много  воды  утекло  с  тех  лет,  но  человек  работает,  как и  прежде,  вот  только  жизни  лучшей  всё  нет,  как  нет.  Не  забыл  казак  и  четвертую  заповедь – за  справедливость  «не  обижай  бессильного  и  убогого,  но  и  не  поддавайся  сильному».              
       Стоит  себе  и  радуется  деревенька  Утан – дитя  природы,   среди  равнины ровной чистой девственной, а по  улицам  всё  дома,  которым  здесь  по  скромным  подсчетам  лет  по  двести,  срубленными давно   чьими-то  хозяйскими казачьими руками.  Стоят  деревянные  избы  и  горделиво  смотрят  на  мир  резными  наличниками  многочисленных  окон,  готовые  согревать  людей,  наверное,  ещё  не  один  десяток  лет.  Живут  в  селе,  как  и  прежде,  люди  добрые,  приветливые,  стойкие,  как  кремень, и  всё  ещё  жадные  до  работы,  вот  только  бы  не  пропал  этот  свет  и  то  настоящее,  что  хранят  в себе  убогие  забайкальские  деревеньки.

По  архивным  данным  в  селе  Утан  в  1862  году  числилось  160  человек  казаков;  в  Алеуре -168  казаков;  в поселке Поповском  (Чернышевск) – 33  казака.

«Эх,  душа,  душа  казачья
Солнце,  травы  да  простор.
Лихо  конь  по  полю  скачет
Всем  ветрам  наперекор» .          (Алаторцева  Полина  Михайловна. П. Алеур)

О.Малахова
В материалах сайта использованы главы сборника очерков «Сохатая река» автора О.А. Малаховой.   

НАЗАД