В НОЧЬ НА ИВАНА КУПАЛА

продолжение

Кострома росла одна и выросла она писанной красавицей. Однажды она гуляла по берегу реки и сплела венок. Стала она хвастаться ветру, что он не сорвет с её головы этого венка. По старинному поверью, это означало, что тогда она не выйдет замуж. За похвальбу боги девушку наказали. Ветер сорвал с неё красивый венок и унес на воду, где его подобрал проплывающий в ладье красавец Купала. Увидел парень, проплывающий мимо венок, да и поднял его. По обычаям того времени, если юноша брал в руки девичий венок, то обязан был жениться на ней. Купала и не возражал, уж очень приглянулась ему прекрасная незнакомка. И Кострома полюбила красивого белокурого юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. А после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор по тем временам можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку.  Её брат Купала, ринувшийся  с горя в костер, погиб. Месть богам удалась, но мало им было в том радости: вышла она слишком жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, и потому превратили их боги в редкий цветок – Иван-да-марью, где огненно желтым цветком сияет брат Купала, а сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера – Кострома. Раньше этот цветок так и назывался – Купала-да-Мавка, лишь потом, в христианские времена переименовали его в Иван-да-марью. В честь Богородицы Кострому нарекли – Марьей, а Купале в честь праздника Ивана Крестителя дали имя Иван. Так цветок обрел новое имя. С тех самых пор символом очищения от грехов люди стали считать – огонь, через который парами прыгают все влюбленные, и воду, которой поутру обязательно умываются. Из слияния названия славянского праздника Купалы и христианского Иванова дня (имеется ввиду  - Иоанн Креститель) явилось и название праздника – Иван Купала.

 

Ведущая №2. Купала считался у славян Богом – Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, поэтому в этот день принято было купать коней, заплетать в гривы им разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами. Многие славяне, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с древними Богами – Перуном и Богиней Макошью, которая в Забайкалье олицетворяется со святой Параскевой Пятницей. Кстати, один из пределов сохранившейся до сегодняшних дней каменной церкви в селе района – Курлыч, назван в её честь. Параскева по церковному учению  считается покровительницей воды. 


Звучит лирическая музыка. 

ВТОРАЯ ИГРОВАЯ ЧАСТЬ ПРАЗДНИКА.

(для массового праздника для взрослых ) 

     На песке у берега реки в форме круга оформляется песочная чаша, где собран хворост – будущий костер.  Срубленная березка – будущий атрибут «Купалицы» устанавливается рядом (на песке рядом лежат приготовленные цветы, травы, цветные лоскуты, ленты и пряжа, как подсобный материал для обрядового украшения Купалицы).  Обрядовая арка, для очищения огнем оформленная из березовых веток и лент. Священное Древо - Чаша Желаний  из разбитого молнией старого дерева украшено славянскими ритуальными бело-красными рушниками и старинным деревянным колесом у его подножья. 

Звучит нежная лирическая музыка…

Под звуки музыки три  женщины в национальных костюмах начинают наряжать «Купалицу» в ритуальные атрибуты праздника – ленты, цветы и венки.

Ведущая 1-я: Стояла эта березка в чистом поле

                    Теперь она «Купалица», а не деревце боле.

                    Стой красавица, не развивайся,

                    Ветру вольному не поддавайся!

                    Людям, милая, от души улыбайся!


Ведущая  всех остальных отдыхающих начинает вовлекать в хоровод вокруг  Купалицы.

Ходят девоньки вкруг Купалицы

На закате солнца,

Плетут веночки на вербу, чтоб судьба

Глянула в оконце.

 

Играет солнце на Купалу  в «Озере Белом»

Купался наш Иван Купала и плавал смело!

 

Купался Иван и в воду упал,

От ночи купальской ключи потерял.

Иван да Марья солнцу улыбалися,

Парень с девицею сладко целовалися.


Где Иван купался, берег колыхался,

Где Марья купалася – трава расстилалася.

2-я ведущая. «А не пора ли нам Водяного позвать,

                  Чтоб наш праздник продолжать? 

Мы пришли сюда царя Воды тревожить

С глубины глубоких вод,

Вот потому шумит и пляшет

Возле берега  народ. 


Слышится громкий голос  Водяного:

«Кто посмел меня поднять, ото снов гульбою оторвать?

1-я ведущая: 


Извини нас мудрый Водяной!

Ты забыл, что праздник у людей большой?

Мы Купалу нынче отмечаем

И тебя на праздник приглашаем!

Выходи ж  из глубины!

Мы желанием полны -

Вечер весь дружить с тобой.

Выдь на берег, Водяной!

Ты позволь нам тут купаться,

У воды речной играться,

И венки бросать на воду,

Погадать всему народу!


ГОЛОС  ВОДЯНОГО.

Что ж, тогда желаю людям указанье дать! Хозяину местечка привет от Водяного передать.  Здесь Древо Счастья между ивушек живёт. Сегодня скучно стало Старцу, так вас он в гости нынче ждет! Скажу Вам, тайну  Древо то хранит - в той Чаше Древа Змей лежит. Желанья посетителей он исполняет лихо, сейчас туда вы отправляйтесь тихо.  Средь Вас, я вижу, пара молодая есть, повелеваю жениху  - невесту на горбушке несть, иль на руках неси невесту, до самого Святого места! Живет Хозяин у воды, одарит счастьем парня за труды. Исполнит многим Древо пожеланья. Поклон оставьте  Старцу  на прощанье.


Все отдыхающие за ведущей отправляются  к священному месту, где находится  Священное Дерево – Чаша Счастья. Каждый может написать на листке бумаги сокровенное желанье и положить пожелание в Чашу старого дерева. После таинственного ритуала все возвращаются на берег  представления.

ГОЛОС ВОДЯНОГО:

Ну, исполнили мое желанье? Отнесли привет  с признаньем, другу близкому по духу? Понял это я  по слуху! Пожеланья написали все? Что ж, пора и показаться мне!

Под громкие аплодисменты зрителей появляется ВОДЯНОЙ.

Счастлив видеть Вас я люди!

А теперь, мы веселиться вместе будем!

Да, сначала спросим тещу:

Рада, дочку замуж ты отдать?  О т в е т    тещи.

Счастлив я!  Пусть будет праздник!

Люб и нам твой бравый зять!


Водяной и ведущие приглашают всех отдыхающих на цветочную поляну. ВСЕ  ЖЕЛАЮЩИЕ  ОТПРАВЛЯЮТСЯ  НА  ЛУГ,  ГДЕ  ЖЕНЩИНЫ   СОБИРАЮТ ЛЕЧЕБНЫЕ ТРАВЫ И ПЛЕТУТ  ВЕНКИ.  ДЕЛАЮТ 2-а венка, один одевают на голову, другой готовят для ритуала поклонения воде.

1-я ведущая. Уважаемый Водяной! Разреши нам венки на воду пускать, да на судьбу свою загадывать!

ВОДЯНОЙ. Свечи на венках зажгите, на плотах на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнется, счастьем  в жизни обернется!

2-я ведущая. На Купалу в ворожбу – загадай свою судьбу и невеста и девица, все кто хочет веселиться!


Звучит музыка, женщины и девушки пускают на воду на плотиках венки со свечами, мужчины им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки. Считается, что горящая свеча или огневица освящает просьбу или желание, вода реки запоминает их и, испаряясь, поднимается к Небесам, донося до Богов все просьбы и желания. Поводят гадание на венках 

ГАДАНИЕ ПО ВЕНКУ. Загадав желание, венок опускают на воду. Если венок поплыл вдаль – желание сбудется, если же венок через непродолжительное время приплыл к берегу недалеко от места, где его опустили – желание не сбудется. Проводят ряд других гаданий (гадание по кругам на воде, на подорожник, гадание на цветах и другие).


К месту игрищ через обрядовую Арку очищения прибывает Иван Купала в светлых одеждах и венком из полевых цветов на голове: Здравствуйте, все!

С праздником вас, люди добрые!

Здоровья вам на годы долгие!

Добра сундуки полные,

Счастья глаза светлые!


1-я ведущая. Прикажи Иван Купала костер разжигать, да петь и плясать, воду святую с реки набирать, а потом водой речной обливаться, поздравлять друг друга с праздником да целоваться.

КУПАЛА. Что же, так тому и быть, буду всем руководить!


Купала начинает  обряд разжигания костра.  Над будущим костром по часовой стрелке кружат ритуальные  вышитые национальные рушники, сложенные крестом. В центре рушников лежат 12 разных трав, скрученных в узелки. Четыре ритуальных круга над ещё не разожженным костром (4 времени года) делают  помощники Купалы. В завершении ритуала рушники убирают, а траву кладут в центр хвороста будущего костра.

КУПАЛА. Пора, пора костер нам разжигать, хороводы водить у большого костра, петь во славу любви   и друг друга целовать!

Факелом  Купала поджигает костер.

 

«Пусть огонь, как символ правды,

Символ жизни и добра,

Ваши души очищает, аж до самого утра!» 

Аплодисменты. Вокруг костра отдыхающие водят хоровод, потом дружно набирают воду в принесенные бутылки, заходя в воду только по колено, возвращаются  к костру, где проводится обряд очищения.

На празднике каждый из присутствующих должен пройти полное очищение, чтобы полностью «очищенным»  приступить к сбору грибов, ягод и т.д. в этом году и началу полевой жатвы. Полное очищение предполагает  три этапа – очищение Тела, Души и Духа.


1-е очищение. (очищение Тела). Пройдя через обрядовую Акру очищения, каждый присутствующий на празднике должен омыть свое тело в священных чистых водах реки в ночь с 6 на 7 июля, чтобы смыть с себя усталость и пыль.

2-е очищение (очищение Души). Все желающие прыгают через костер, считается, что огонь сжигает весь негатив и очищает ауру Души человека.


3-е очищение (очищение Духа). Из горящих углей большого костра создают Огненный круг, по которому люди ходили встарь босиком, чтобы укрепить свой Дух. Есть желающие проделать этот трюк и в наши дни.

После обряда очищения, ближе к рассвету люди с обрядовыми песнями пускали в старину по воде «Купалицу», так и на этом празднике ближе к кульминации праздника нужно провести этот старинный ритуал. После этой народной традиции славяне  купались вначале в реке, а потом и в утренней росе. Считалось, что это действие придает  людям тонус здоровья.










Заканчивается праздник гимном Ивану Купале и поздравлением -  С праздником!!!

О.А. Малахова. 05.07.2012 года  фото   Б.И. Пушкарева и О.А. Малаховой.