Сценарий детского праздника

«ВСТРЕЧАЕМ САГААЛГАН»

(для детей среднего школьного возраста)

Цель мероприятия:

1.    Приобщение учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа.

2.    Развивать духовно-нравственное воспитание у подрастающего поколения.

Вступление: торжественно звучит музыка о Забайкальском крае. Входит ведущая в национальном костюме.

Здравствуйте дети!

   Наш Забайкальский край богат не только своими несметными богатствами, необъятными лесами, золотоносными реками, но и своим замечательным многонациональным народом, который имеет свои традиции, культуру и национальные духовные ритуалы. Этот год объявлен годом российской истории, поэтому вместе с вами мы должны будем много узнать и собрать большой пласт материалов по истории культуры разных народов.

Земля сибирская легендами богата,

Своими реками, лесами широка

С Кристальной капли, говорят, когда-то

Родилось озеро Байкал в далекие века. (О.А. Малахова)

Именно на Байкальских территориях и землях, что находятся за Байкалом (Забайкалье) заселял издавна  бурятский народ и не только. 

 Сегодня я расскажу вам о замечательном азиатском празднике – Сагаалган, который приходит с нарождением на небе молодого месяца и сейчас отмечается всем бурятский народом в нашем крае. Вы слышали о таком празднике, дети? Рано утром в шесть часов утра 22 февраля в Забайкалье пришел Белый месяц – так называют  буряты Новый год. ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА. Такой музыкой встречали Белый месяц буряты в древности. Белый цвет почитаем у монгольских и бурятских народов. Он олицетворяет все светлые стороны жизни, как священный цвет, приносящий счастье, поэтому было очень важно, чтобы Новый год открывал именно белый месяц (зимний, снежный). Слово «сагаан» в переводе значит – «белый». Новый год у азиатов начинается не в январе, а после завершения зимовки (когда заканчивается зима?), последнего месяца зимы, когда впереди весна. И это не случайно, ведь все азиаты – хорошие скотоводы (кто это?) и их жизнь и благополучие полностью зависит от удачного окота овец, обильного выпаса коров, и на каком пастбище пасутся лошади.

«В праздник Белого месяца – как у нас повелось,

Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.

Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца,

      Только доброе ценится, только в светлое верится».        

(Баир Дугаров)

На дворе – февраль, месяц  брачных игр у зверей и птиц и праздника Белого месяца у азиатов. По природному календарю февраль –  (фе-враль) враль, то есть обманчивый месяц, он завершает зиму, и прибавляет три часа светового дня.

     Праздник Белого месяца отмечается в первый день лунного месяца по буддийскому календарю и длится он – тридцать дней. Весь праздник делится как бы на 3-и его составные части – это канун праздника, первый день нового года и остальной месяц.

1.      Канун праздника. Люди в домах наводили чистоту, шили нарядную одежду к празднику, запасались молочными продуктами, ведь на столе должны стоять блюда обязательно белого цвета (какие? - молоко, творог, сметана, сыр, печенье из белого теста и т.д.). По бурятским  традициям МОЛОКО– несёт очищение  и символизирует хороший удой молока и отличный приплод в наступающем году.  Лучшие кусочки пищи раскладывали на божницах у фигурок своих богов, там же зажигали лампадки (показать жертвенную чашку с рисом, лампадку).              Накануне праздника буряты обязательно посещают дацаны, где читаются новогодние молитвы (показать фото дацана). За день до наступления Нового года  буряты на площадках  у дацанов подготавливают  ритуальное сооружение «Дугжууба» -ритуальный костер (рассказать и показать какой он)  В нем, ближе к вечеру, сжигали кусочки теста (из теста делали человечков)или лоскутки ткани, которыми обтирали свои лица и руки каждый человек, в знак очищения себя от всех неприятностей прошлого года.

 (показать детям, как они это детают. Раздать детям пластилин, и,  предложить сделать из него фигурки человечков. Сложить эти фигурки в будущий ритуальный костер, как это делали предки бурят).  Люди обтираются у ритуального костра, сжигая в нем свои прошлые невзгоды. Этот символический обряд традиционен для бурятского народа и сегодня.

                      Потом  люди идут домой, а перед ужином,  совершают другой семейный обряд – «Далга» - ритуальное подношение хозяину огня. Рассказать о нем (кормление огня едой). Таков обычай. И непременно плотно наевшись, отведав обязательно каждого праздничного блюда с праздничного стола, пораньше ложились спать, чтобы утром не проспать приход  богини ЛХАМО.

2.      Первый день Нового года.

Рано утром к 6:00 часам закончатся торжественные службы (хуралы) в дацанах и настоятель поздравит всех  прихожан с приходом Нового года.  Важно отметить, что Сагаалган в старину был праздником не только отсчета реального времени, но и днём рождения у всех бурят. До революции у бурят не принято было запоминать или  записывать дату рождения, потому в праздник Белого месяца люди приписывали себе один год жизни (рассказать каким образом ).

Для того, чтобы получить благословение  богини ЛХАМО в решении трудных вопросов  в наступающем году – нужно не спать до 6:00 часов утра или встать в это время и затопить в доме печь, а потом выйти на улицу, чтобы поприветствовать восход солнца и идти к местному святилищу – обоо   (показать фото и рассказать как это делается /разжечь костер там, зажечь лампады (показать), преподнести дары от семьи/). По легенде, Лхамо в этот день совершает обход всей земли, ведет подсчет скота и людей. Рассказать о богине Лхамо. Богиню Лхамо буряты отождествляют с богиней времени и судьбы.

Отгадаем загадки на тему времени:

«Стоит дом в двенадцать окон  - (двенадцать месяцев в году), а в каждой светлице по одной девице (четыре времени года), в каждом окне  по четыре деве – (четыре недели месяца), а у каждой девице по семь веретен и у каждого веретена разное имя – (дни недели).

С завершением всех обрядов начинается гуляние. Это напоминает колядки, только без песен. Веселье начиналось с поздравлений и дарения подарков. Молодые объезжали все дворы своих дальних и близких родственников, чтобы повидаться с ними и одарить всех подарками.

     Новогоднее  приветствие (ЗОЛГОХО) особенное. Первый поздравляет младший самого старшего  в семье, и дарит первым свой подарок. Младший подходит к старшему, и протягивает руки ладонями вверх, а старший кладет свои ладони на руки младшего ладонями вниз. (показать как) Обычай символизирует уважение и поддержку молодыми людьми своих старших родителей. После этого старший член семьи тоже дарит подарки младшему. (рассказать о других традиционных приветствиях у бурят).

Поскольку сегодня в нашем крае полным ходом шагает большой праздник – Белый месяц, то давайте, почитаем стихи о Саалган, как это обычно принято бывает  всегда на всех детских мероприятиях  (раздать детям листочки со стихами о Белом месяце).  

 Что дарят в Белый месяц?  Обязательным подарком  считаются –  ритуальные ленты (хадак) синего, белого, желтого, красного и зеленого цветов. А также  женщинам дарят – платки, отрезы ткани, чай,  мужчинам преподносят – табак, ритуальный шелковый шарф (хадак), в знак особой почести (синего, белого или желтого цвета). Показать наглядно такой шарф. Для детей в почете  всегда – сладости и деньги (в старину детям дарили народившегося ягненка или теленка).

Обычно мы привыкли встречать Новый год у украшенной игрушками зеленой елки. Не забыли ещё лесные новогодние загадки?

- Зимой и летом одним цветом – это (что?)

- Все паны сняли кафтаны, а один пан так и не снял кафтан – это (что?)

А ещё дети, да и взрослые тоже  водят хороводы у этой лесной красавицы. У бурятского народа такой хоровод называется – ЁХОР. Ёхор – бурятский национальный танец, появился он в период родового строя в связи с празднованиями по случаю удачной охоты. Участники такого праздника танцевали ёхор несколько дней вокруг сопки Ехе Ёрд на Байкале. Для того, чтобы охватить эту сопку полностью по окружности, необходимо было не менее 700 танцоров. Если такого количества людей не собиралось, игры считались неудачными. Ритуальный танец ёхор могли танцевать круглосуточно и называли такие празднования – «Ночь ёхора». На древних праздниках иногда гору окружали и двойным ёхором! Считалось, если гору (ехур) удавалось сомкнуть, то ближайшие 4 года должны были пройти удачно. Но вместо елок буряты наряжают в цветные ленточки  упряжь лошадей и ветви почитаемых деревьев. В Белый месяц на плечи мужчин часто бывают украшены цветными шарфами (хадак) синего, белого или желтого цвета. (Рассказать ритуал преподнесения этого атрибута и значения каждого цвета хадак).  Сейчас мы тоже украсим  плечи мальчиков такими вещицами и попробуем исполнить бурятский хоровод - Ёхор.    (объяснить детям, как правильно нужно двигаться в национальном танце)   

 «Пусть же праздник не кончается – Ёхор, ёхор начинается!

Ёхор, ёхор хатар-я, ёхор, ёхор хатар-я, хатар-я.

Каждый круг, что мы проходим

Всё азартней, всё быстрей

Перед взмахом рук детишек,

Что там крылья лебедей!                           ЗВУЧИТ МУЗЫКА, дети танцуют ёхор.

 

Весь день был насыщен разными играми – играли в шахматы, соревновались в пении, устраивали скачки, соревновались в стрельбе из лука, а также в состязаниях на охотничью чуткость и ловкость.

А). Ведущая предлагает посоревноваться в пении, кто больше знает песен. Набирается несколько участников из желающих,  побеждает сильнейший (поют по одному куплету из разных песен).

Б). Игра «Скачки». Все участники делятся  на две команды (название), выстраиваются в 2-е шеренги. Напротив каждой команды в конце зала стоит по стулу, где лежит по шапке. Каждый участник добегает до стула с зажатой между коленями большой мягкой игрушкой (конь), надевает шапку, громко произносит своё имя, снимает её и бежит обратно до, стоящего за ним следующего игрока, сам становится в конец шеренги.  Побеждает та команда, что быстрее закончила «скачки».

В). Игра «Стрельба из лука». Те же две шеренги команд. На определенном расстоянии от первого участника ставится  по одному глубокому горшку, в который нужно будет забросить луковицу. Пока не попадешь в цель, эстафета следующему игроку команды не передаётся. Побеждает команда быстрых  метких стрелков.

Г). Игра – «Охотник на дозоре».  У нас в музее в этом зале много разных лесных птиц. Когда хищная птица, как, например,  сова выходит на охоту, она с неба наблюдает за тем, что шевелится в траве  на земле. У сов отличное зрение. Если же рябчик, или мышка затаилась на месте, то наша хищница может и не заметить свою добычу. Давайте поиграем в такую игру. Пока звенит бубен (можно громко хлопать в ладоши), можно двигаться (мышкам, птичкам), как бубен замолчал, нужно замереть в своём движении. Если кто-то не выдержит  и пошевелится, тот и становится  «совой - охотницей». Я начинаю игру…

______________________________________________________________________________А вечером  все жители  улуса (селения бурятского)  собирались в одной юрте самого старого и уважаемого жителя, чтобы послушать игру на национальном  инструменте – морин-хур (показать фото, рассказать легенду) и послушать мифы и сказания своих старцев.

Во время праздника Сагаалган считается, что в каждый дом заходит Белый Старец (Белый Старец – как русский Дед Мороз, только одет в белые одежды национального бурятского костюма),  хранитель очага.  Он приносит удачу, выгоняет препятствия в наступившем году,

С ним связана легенда о 12 месяцах.

Звучит музыка (   )

Давным-давно, когда круглая луна сменила свой облик на молодой тоненький месяц, на пушистом белом облаке опустился на землю Белый Старец (показать фото). И приказал Старец всем животным, живущим на земле прийти к нему. Названиями тех животных, которые пришли к старцу были названы следующие 12 лет.

«Двенадцать годов за собою ведёт

Все тропы изведав, Мышиный год»  (как мышка пищит?)

За ним поднимая крутые снега

Шагает уверенно  (какой год?) год Быка    (как мычит?)

А там, уже третий неслышно крадётся,

И он у нас годом (?) тигра зовется.              (как рычит?)

Четвертый недаром повсюду считается-

Любимцем детишек – год Зайца.

Среди звездопадов, с высот небосклона

На землю спускается год Дракона                  (как ревёт?)

Шестым же сверяя подсчёты свои

Заносим мы в численник годом змеи             (как шипит?)

Дождинками, словно уздечкой звеня

Над степью несётся лихой год  коня              (как он ржёт?)

Восьмым по порядку неспешно идёт

Степенный и тихий барашка год                   (как он блеет?)

Лишь вспомним его и представим лианы,

Поскольку девятый годок – обезьяны          (как она прыгает?)

В заботах по дому, без устали крутится,

Хлопочет хозяйкой радушной – год Курицы     (как она квохчет?)

Вдогонку несётся, как всадник в атаке,

Весёлый, задиристый – годик Собаки                (как гавкает?)

Рассвет приближается, меркнет луна,

Двенадцатым значится – год Кабана               (как он хрюкает?)

Год цепляется за год, время движется вперёд

Бес конца уходит вдаль, как огромная спираль.

Не печалься, друг, напрасно, повтореньем жизнь прекрасна:

Календарь начнётся с мышки,

А за мышкою придёт – каждый зверь, но в свой черёд.

Ты и в жизни тех зверей, снова встретишь у дверей,

Каждому из них – «Привет!» - скажешь раз в 12 лет.

Звери сделают виток, подведёт кабан итог

И уступит место (кому?)  мышке.

Что бы это означало?

Нет,  у времени начала, нет у времени конца,

Но  в отличье от кольца, Время, что уходит вдаль –

Бесконечная спираль.

3.  Третья фаза праздника  Белого месяца – это весь остальной месяц. В это время ходят в гости, навещают дальних родственников, чтобы  обменяться с ними приветствиями и подарками, а ещё для исполнения своих желаний в эти дни буряты вывешивали на деревья ритуальные флажки – Хий-морин (конь ветра). /показать фото/. Он будет человеку, как ангел хранитель. Считается, что на спине он несет драгоценность, которая исполняет желание и приносит благополучие.  Его нужно привязать к дереву, чтобы он развевался по ветру. После 30-ти дней праздника у буддистов наступает великий пост.

Вот  так отмечает бурятский народ Белый месяц.

«Пусть же праздник не кончается, Ёхор, ёхор начинается!

 Под бубен ведущей,  дети снова исполняют ритуальный бурятский танец – Ёхор.

Закончить праздник словами:  «Согаалган – Новый год – очень древний народный праздник, где все его обряды несут в себе глубокий смысл, в них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки и обеспечение преемственности  культурного и духовного наследия.

 

Сценарий составила: О.А. Малахова


 


АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ С ПРАЗДНИКА 

«ВСТРЕЧАЕМ САГААЛГАН!»









все  фотографии сделал гость праздника – местный краевед Пушкарев Б.И.

НАЗАД В РАЗДЕЛ