Главная » 2012 » Декабрь » 12 » У каждого веретена своё имя
16:45
У каждого веретена своё имя

У  каждого  веретена  своё  имя

В старину  прялка была нужна для прядения самобытной пряжи. В наши дни все прялки считаются ценными историческими раритетами, которыми может гордиться  каждый музей.

Предполагается, что самопрялки появились изначально в Индии, откуда и распространились по всему миру. Впервые о самопрялках стало известно только в ХV веке, а уже широкое распространение в России она получает лишь в XVII веке. Точное время появления самопрялок на Руси пока не установлено, только известно, что в конце XVII они уже существовали в развитой мануфактуре.

На Руси были самопрялки двух типов – русские «стояки» и чухонки «лежаки». У русских станков колесо прялки располагалось перпендикулярно полу, у чухонок – под углом.

В лесной стране, каковой является Россия, дерево издавна служило главным материалом в устроении хозяйства и бытовых предметов для векового уклада народной жизни. Прялки и детали самопрялки делали из березы, чтобы она не рассохлась, а струны из бечевы. Прядением на Руси занимались с осени до посевной. Трудились женщины, не разгибая спины. Чтобы в одиночку соткать за 6 месяцев 3 холста по 50 см, требовалось проводить за ткацким станком по 12-15 часов в сутки. Так по  укладам тех далеких лет уже к 5-7 годам девочка выпрядала свою первую нить, которую берегли до свадьбы, чтобы в день венчания невесте опоясать ею талию, дабы уберечь тем самым от сглаза и порчи будущую молодую жену. Считалось, что прядение – удел не только бедных женщин. Жены князей и бояр должны были тоже прясть, но гораздо лучше крестьянок. Вообще, по всей средневековой Европе прядение считалось самым приличным времяпрепровождением для знатных женщин. Самыми обидными словами для женщины были – «непряха», «неткаха».

Прялка всегда присутствовала во всех народных суевериях. Так, например, только через прялку передавали новорожденную девочку крестной матери, а ещё клали деревянную прялку в колыбель малютки, чтобы её не сглазили. Личную прялку не давали взаймы, чтобы не было пожара в доме. На Русском Севере парень, написавший на прялке невесты своё имя, обязан был на ней жениться, потому обычно жених всегда дарил своей девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку или самопрялку.

Староверы Забайкалья, чтобы лисы не воровали домашних птиц, забрасывали на курятник прялку с куделью в знак оберега дома. Также люди верили, что если ударить девушку прялкой, то ей достанется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если прялкой стукнуть ребенка, то он заболеет.

Молодые девушки, например, были убеждены, что если не допрясть кудели до прихода Рождества, то прялка, как нечистый дух, не даст деве ночью покоя страшными снами или накликает бессонницу на пряху.

В праздники прялку с куделью на ночь выносили либо на улицу, либо в чулан, иначе она будет пугать, преследовать человека в темноте страшными видениями. На все новогодние праздники прялку обязательно выносили  из дома на ночь, да приговаривали:«хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено непременно прятали подальше.

Об этих интересных фактах из истории, а также о преданиях, связанных с прялками, вы можете узнать, посетив наш музей. Приглашаем жителей Чернышевского района ближе познакомиться с историей своей Родины!                                       

                                                                              Ольга Малахова,  директор краеведческого музея

Просмотров: 323 | Добавил: chernyshevsk | Рейтинг: 0.0/0