Главная » Статьи » ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

Династия железнодорожников моей семьи
Династия железнодорожников моей семьи
 
     Я - Сторожева Маргарита.  Мне 14 лет. Мы живем в небольшом, живописном, железнодорожном   поселке Ульякан. Уже на протяжении более 100 лет наше село живет для дороги, трудится на железной дороге. Среди трудящегося населения сложилось несколько династий железнодорожников. Одна из них – династия моей семьи. «Династия – (от греч. «господство») ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. Перен… ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т.д.».
        Когда я была маленькая, моя бабушка  Балыкова Людмила Алексеевна  часто вспоминала свое детство, родителей, своих бабушек и дедушек. Я её слушала, но меня это мало увлекало.
         Однажды, когда мы всем классом побывали в школьном историческом музее - музее нашего села,  наш учитель истории Чукова Юлия Анатольевна провела экскурсию. Она рассказывала нам об экспонатах музея. Почти все они были переданы жителями села, каждый из них  хранил свою захватывающую, интересную историю. Её интересные рассказы понравились всем нам. Они вдохновили меня: мне очень захотелось узнать, а кто были и как жили мои предки. После экскурсии Юлия Анатольевна предложила мне изучить историю моей семьи как трудовой династии. Эта идея мне очень понравилась.
     Что такое семья сегодня? Мама, папа, дети. Куда-то исчезает понятие «род», которое объединяет множество родственников, где одно поколение передает опыт другому. Эта работа для меня – возможность исследовать и рассказать о нескольких поколениях моей семьи, которые жили, любили, рожали и воспитывали детей, выбирали разные профессии.
     В нашей семье есть много работников железной дороги. Это и стало основой создания моей железнодорожной династии. Я всегда знала, что в нашей семье много железнодорожников, но только это исследование помогло мне узнать, как давно возникла наша династия. Углубившись в судьбы моих предков, я узнала, что не только трудом железнодорожников славится наш род, но и разными героическими поступками, драматичными и трагичными событиями. Так, например, мои прадеды были участниками Первой мировой войны и Великой Отечественной войны, дедушка награжден знаком «Почетный железнодорожник», бабушка медалью «Ветеран труда», прабабушка имела «Медаль материнства» и много ими совершено поступков, которые заслуживают уважения. 
     Источниками информации стали мои бабушки. Воспоминания, которые они мне представили, являются одним из ценнейших источников и опорой исследовательской работы. Бабушка Людмила Алексеевна очень обрадовалась моему увлечению и с большим интересом поведала мне о жизненных фактах  моих родственников. Бабушка Александра Петровна и дедушка Анатолий Иванович тоже помогали мне с удовольствием. Мои родные поддерживают меня во всех моих начинаниях. Благодаря моим бабушкам я узнала много интересных, ценнейших фактов. 
     Основными источниками исторического содержания по теме исследования стали не только воспоминания. В работе использованы архивные материалы Государственного казенного учреждения Государственного архива Забайкальского края, а также архива Чернышевского района. Привлекались статьи газеты Чернышевского района «Путь Ленина», «Наше время», а также отраслевая газета «Забайкальская магистраль». Кроме того, источниками стали трудовые книжки моих родственников, награды и почетные грамоты, старые фотографии семейного архива. Благодаря  этому удалось проследить трудовой и жизненный путь моих родственников.
     В качестве литературы использовались книги по истории железнодорожного транспорта, строительству Амурской железной дороги, кроме того, справочники, энциклопедии, альбомы по строительству Транссибирской магистрали, а также материалы вспомогательного фонда школьного исторического музея.
     Цель работы: изучить трудовой и жизненный путь моих предков, составить родословное древо.
     Задачи:
     -изучить биографию представителей Сторожевых и Балыковых;
     -составить родословное древо;
     -доказать, что династия моей семьи является железнодорожной.
     Работа состоит из двух глав: «Железная дорога в судьбе Забайкалья» и «Моя династия». Каждая глава разбита на отдельные параграфы, которые логично связаны между собой. Прослеживаются взаимосвязь железнодорожной магистрали и судьбы моей семьи. В конце работы имеются необходимые Приложения. 
     Практическая значимость моего исследования состоит в сохранении семейной истории, передаче последующим поколениям накопленного жизненного опыта. Результаты работы будут опубликованы.     
     На мой взгляд, семейные династии актуальны в любое время. Профессиональные династии, конечно же, нужны в любой сфере и на любом предприятии. Хорошо, когда дети сознательно выбирают такую же профессию, как у родителей.
      Я считаю, что я проделала эту работу не зря. Моим потомкам будет интересно узнать о своих предках, живших много лет назад. Я буду хранить, и помнить собранную информацию. Это станет нашим семейным достоянием!
 
Глава 1. Железная дорога в судьбе  Забайкалья.
 
Строительство Транссиба.
     Транссибирская железнодорожная магистраль простирается на 9298,2 километра - это самая длинная железная дорога в мире от города Москвы  и до Владивостока, от суши и до моря. Она соединяет столицу нашей страны с одним из самых восточных городов самым безопасным, надежным путем. Но для начала разберемся, что же такое Транссиб? «Транссиб – железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Европейскую часть России с Дальним Востоком, её крупнейшие промышленные города, столицу страны с её срединными и восточными районами».
          Как же начиналось строительство Транссиба? Первым вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России поставил в 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н Муравьёв – Амурский. Так же  были представлены ряд проектов, но все они были отвергнуты.  Лишь в 1886 году АлександрIII,  император Российской империи, приказал представить сооружения по поводу подготовки  к строительству  железной дороги. В 1887 году под руководством  инженеров Н.Н. Межининова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати были организованны экспедиции по изысканию трассы.
            Таким образом, с 1821 года начинается великая стройка в Сибири. От Челябинска до Владивостока. Страна экономически и технически к этому была готова. Темпы строительства  быстро нарастали.
             «Уже совсем скоро возникли предпосылки для изысканий и проектирования железнодорожного пути через Сибирь. Решено было прокладывать дорогу с двух сторон. В основу сооружения был положен принцип: «Строить хорошо и прочно, с тем, чтобы в последствии дополнять, но не перестраивать»».
     Руководить строительством магистрали стал Комитет Сибирской железной дороги. Руководителем был царь Александр III. Основные требования комиссии: земляное полотно под один путь, постройка деревянных мостов кроме больших рек, расстояние между станциями 50 верст.
     Забайкальский участок магистрали начинался от Рыбацкого  поселка Мысового на берегу Байкала и заканчивался у казачьей станицы Сретенской. Были огромные трудности в период русско-японской войны – размеры и условия перевозок оказались совершенно не соответствующие графику.
     Итак, строительство Транссибирской магистрали является одним из ключевых событий в истории Забайкалья. Это позволило приезду сюда большого количества людей – приток населения с запада для работы на железной дороге. Кроме того, строительство Транссиба способствовало появлению новых населенных пунктов. Благодаря прокладке через территорию Забайкалья железной дороги, начинается экономическое освоение региона. Именно со строительством Транссибирской магистрали связан приезд из западного региона страны моих предков.
    
1.2. Амурская железная дорога.
 
     «Практически сразу после русско-японской войны  началось строительство Амурской железной дороги от станции Куэнга до станции Хабаровск. Из стратегических соображений  рекомендовалось линию железной дороги прокладывать так, чтобы  она проходила не ближе 15 верст от берега Амура, но и не дальше 150 верст от него».
     Вся территория была поделена на участки. Сначала был построен Головной участок Куэнга - Урюм протяженностью 183 версты, руководил строительством инженер Ф.Н. Дроздов. Строительство было начато в 1907 году, а закончено в 1910 году. Участок от станции Урюм до станции Керак (596 вёрст) - Западная Амурская дорога. Следующий участок начинался от станции Керак и заканчивался у села Малиновка(638 вёрст) – Средне-Амурская  железная дорога. И от Малиновки до Хабаровска - Восточная Амурская дорога. Наш родной посёлок Ульякан относился к Амурской железной дороге.
     «В трудных условиях  осуществлялось  строительство железной дороги. Рабочий день длился 10-12 часов зимой, а летом- до 14 часов. Работали без выходных дней, жили в землянках, бараках шалашах». Продолжительность строительства Амурской железной дороги – 8 лет. Строители сталкивались с огромными трудностями нашего сурового, холодного края – бездорожье, вечная мерзлота, малая населенность края и т.п.
       В Государственном архиве Забайкальского края была найдена такая информация (секретная переписка  Дроздова Ф.Н и М.П.С.  Санкт- Петербурга): Начальнику изысканий Западной части Амурской железной дороги от М.П.С.  города Санкт Петербург (08.02.1907). «… На основании повеления Министра Путей Сообщения представить в Ваше распоряжение кредит 300.000 рублей извольте поручить Вам неотлагательно приступить к следующим подготовительным работам  и заготовкам по сооружению Западной части Амурской ж.д. по необходимому направлению: 1) к рубке леса и корчёвке пней на головном участке   Зап. части линии, протяжением от 50 до 180 верст, и при том, впредь до разрешения вопроса о пункте ответвления линии  от Забайкальской ж.д. лишь на той части  указа протяжения, которая расположена на востоке от пункта предполагаемой смычки вариантов линий на городе Нерчинск и разъезде Куенга…;
2) к разработке на той же части головного участка, упомянуто в п.  1; каменных карьеров и подвозке камня к линии; 3) к заготовке  необходимых  лесных материалов и шпал, с подвозкой таковых к линии лишь для той её части, которая расположена на востоке от указанной выше смычки вариантов…; 4) к заготовке телеграфных столбов и всех телеграфных, а в случае надобности и телеграфных принадлежностей для всего  протяжения головного участка; 5) к устройству временных дорог в тех местах линии». Отсюда видим, в каких условиях строился железный путь и, какие работы предполагалось выполнять. 
     Общая продолжительность строительства Амурской железной дороги составила 8 лет. На темпах постройки отрицательно сказались громадные трудности, с которыми встретились строители, - бездорожье, вечная мерзлота, малая населенность района. Кроме вечной мерзлоты, затруднения вызывались пучением грунтов и появлением большого количества наледей. 
     Амурская железная дорога существовала до 1 марта 1923 года, тогда она была поделена между Читинской и Уссурийской. Управление дороги разместилось в Чите, позже она стала называться Забайкальской с  границами от ст. Иннокентьевская до ст. Сковородино. Границы дороги часто менялись до 1959 года. Далее становилась неизменная граница от ст. Петровский Завод до ст. Архара. 
     Основное развитие Забайкальская железная дорога получила во времена войн или подготовки к ним. К началу 1950-х годов восстановительный период в СССР  завершился. Успешно работали Забайкальская и Амурская железные дороги. С 1959 года стали единой Забайкальской дорогой.
     Реконструкция железнодорожного хозяйства шла и по  другим направлениям. Каждый год приносил  что-то новое. 
     В наше время дорога решает две важные задачи. Первая - через пограничную станцию Забайкальск осуществляется экспортно- импортные перевозки в КНР; вторая - обеспечивает трансконтинентальный коридор между странами Азиатско –Тихоокеанского региона и Западной Европы.
 
Железная дорога в судьбе Ульякана.
 
«Я живу не в городе, в поселке:
Здесь родился, в школе здесь учусь.
Летом радуюсь я шустрой пчелке
На велосипеде по дороге мчусь.
Я любуюсь красотой березок.
Слышу крик гусей и журавлей.
Боже, как мне нравится поселок!
С каждым днем он мне становится родней».
        Ульякан – спокойное и малонаселенное место. Здесь чистый воздух. По середине села протекает каменистая горная река Белый Урюм. Село небольшое, дома в Ульякане расположены вдоль железной дороги и по левому берегу реки. У каждого дома есть палисадник, где летом красиво цветут цветы. Отличительной чертой нашего поселка является то, что у каждого хозяина во дворе обязательно есть куст черемухи, который в мае наряжается в белоснежный наряд и дурманит приятным ароматом. Фасады домов старой постройки почти у всех одинаковы. Много окон, а украшены вырезной рамой, невысокие крыши, крыльцо с деревянной плоской крышей. 
     На главной улице красиво выделяется каменное двухэтажное здание – школа №51 ОАО «РЖД» со светлыми окнами и просторными кабинетами. 
     Забравшись на гору, которая находится за речкой, перед глазами открывается красивый вид. Под горой маленькие домики, водокачка, речка. Если смотреть с высоты горы, то проходящие мимо поезда, их вагоны похожи на конструктор. Видно начало и конец состава. На противоположной стороне у подножия горы тянутся леса, леса, леса, касаясь горизонта.  Невольно напрашивается вопрос, как возник поселок? С чего началась жизнь в нем?
     Интересно, с чем связано само название села Ульякан. По предположению сельчан, Ульякан – живая вода. Так оно и есть. Связано это название с тем, что в окрестностях села имеется источник с минеральной водой, которая является лечебной. 
     Минеральный источник с углекисло-железистой водой находится в семи километрах от села. В 1912 году сретенским купцом И.И. Добрыниным был открыт платный курорт.
     История возникновения села начинается вместе со строительством здесь Транссибирской магистрали. При строительстве Головного участка «Куэнга - Урюм» Амурской железной дороги. Ульякан был основан как разъезд. Дата основания – 1910 год. В это время в поселке были построены водокачка, водонапорная башня, казармы. При строительстве вторых путей в 1930-е годы разъезд Ульякан был преобразован в станцию. В те же годы отстроили новое здание станции, которое стоит до сих пор. Современное здание станции построено в 1970-е годы. 
     Интенсивно поселок стал развиваться к 1928 году. В связи с образованием леспромхоза. В военное время многие ушли на фронт, но оставались люди «по брони» для ремонта железнодорожных путей. В 1990-е годы в России происходят события, которые отразились на нашем поселке. В конце 1990-х годов закрыли ДОУ, прекратил свое существование леспромхоз. От клуба осталось только полуразрушенное здание, железнодорожная билетная касса была закрыта, ликвидировали отделение связи. Село оказалось в полуразрушенном состоянии. Сам поселок всегда считался железнодорожным и все учреждения, естественно относятся к магистрали. В те годы смогла выстоять только школа, которая всегда находилась под железнодорожным ведомством. В 2007 году в школе был сделан капитальный ремонт. Построили большой, красивый, трехэтажный интернат и просторный спортивный зал. В 2013 году возвели новое здание медицинского пункта. 
     Молодые семьи не спешат покинуть наш поселок. Строятся новые брусовые дома. Рождаются дети. Несмотря на трудности, суровый климат, люди живут, трудятся, не покидают родные места, так как в поселке есть школа. 
     Таким образом, вся история нашего села связана с железной дорогой. От возникновения здесь разъезда и до современности железнодорожная магистраль является основой жизни в селе. Она дает рабочие места, учит и воспитывает детей. Складываются целые династии железнодорожников. Именно здесь, в Ульякане, основные представители моей династии по материнской и по отцовской линии живут и трудятся на благо российских железных дорог. Людей не покидает вера в хорошее будущее, которое ярко выражено в стихотворении Е. Алинкиной:
«Будет вновь прекрасная дорога.
Будет сад опять у нас цвести.
Церковь будет новая и много,
Много будет счастья впереди.
Люди радоваться жизни будут,
На работу по утрам спешить.
Трудные минуты позабудут,
Вновь смеяться будут и любить…».
 
Глава 2. Моя династия.
 
2.1. Материнская линия.
     Корни моих предков уходят в далекое прошлое. По маминой линии мне удалось восстановить семь поколений.
     Прапрадед моей бабушки Алексей Вологдин был каторжником. Его сослали в Курлыч на каторжные работы еще в XIX веке. Известно, что после отбытия каторги он женился на казачке, к сожалению, пока неизвестно ни имени, ни фамилии той женщины. Алексей был принят в казачий полк. Неизвестно и точное количество детей, однако был у него сын Николай Вологдин. Хотя информация о его жизни была утеряна,  ясно, что у него было три сына Степан, Герасим, Гаврил и дочь Ольга. Сын Степана – Илья. Его потомки до сих пор проживают в селе Курлыч Чернышевского района. Подробности их жизни тоже остаются пока в тени. В общих чертах известно, что дочери Герасима проживали в Кокуе. А вот через младшего сына Николая Вологдина Гаврила и продолжается моя родословная по прямой линии.
     Гаврил Николаевич Вологдин родился в 1891 году в селе Курлыч. Женился на Феофанье Власьевне уроженке села Васильевка. У них было девять детей. Самая старшая Анна родилась в 1913 году. Позже, когда семья переехала в Ульякан, Анна вышла замуж и родила троих детей: Валентину, Альбину (1941г.р.) и сына Александра. Вторая дочь Феофаньи Власьевны – Александра, моя прабабушка (1914 – 1997 гг.). В 1919 году родилась Екатерина. Нелегкой оказалась ее судьба. Екатерина с мужем не могли иметь детей. Тогда приняли решение: взять на воспитание ребенка из детского дома. Уже в поезде, который следовал до Читы, семейная пора познакомилась с женщиной, как оказалось, она отбывала срок в тюрьме и, чтобы пораньше выйти оттуда, забеременела и родила ребенка. Этот ребенок ей был не нужен, так как дома у женщины была своя семья. Она предложила семейной паре забрать ребенка. Те согласились и уже в Зилово вышли из поезда и вернулись в Ульякан. Нарекли ребенка Владимиром Макогон. Четвертый ребенок Гаврила и Феофаньи – Антонида. Известно, что она окончила Сретенское педагогическое училище и работала учителем. Дети Антониды: Ольга (1958 г.р.), Михаил (1957 г.р.). 
    Николай – первый сын Феофаньи Власьевны. Участник Великой Отечественной войны. Был женат на Ульяне Саратовой. Его сыновья: Виктор, Сергей, Василий (Красноярск). От шестой беременности Феофаньи родились двойняшки Ирина (детей у нее не было) и Пелагея (ее дети Галина и Татьяна жили в Красноярске). В 1922 году родился Иннокентий. В возрасте 19 лет он погиб на фронте под Сталинградом. Последний ребенок Феофаньи и Гаврила – Анна. Ее дети: Ираида Андрияшкина и Людмила. 
     Гаврил являлся сретенским казаком. Во время Гражданской войны Гаврил Николаевич был красным партизаном. С братьями он уходил в лес партизанить. Белые часто наведывались в деревни для совершения поборов и запугивания населения. Однажды был такой случай. Белые явились в село Курлыч. Бабушка спрятала детей в подпол «от греха подальше». Уходя торопились и оставили ружья. Александра (бабушка) и Анна схоронили их в бане. Когда пришли красные партизаны, ружья гордо были переданы им. 
     Потом родились (выше уже говорилось) двойняшки: Ирина и Пелагея. Известны такие обстоятельства, что самые старшие Анна и Александра часто менялись работами. Пока одна управляется дома, другая занимается делами во дворе. Однажды Александра, возвращаясь со двора, заметила в сенях замерзающего младенца. Она решила его спасти: взяла и украдкой от матери положила на русскую печь. Времена были тяжелые и бабка - повитуха вынесла ребенка на улицу. Но малышке суждено было выжить. Феофанья Власьевна назвала ее Ириной. 
     В те годы образование не имело большого значения. Семья большая – работы много. Во время коллективизации, работали доярками в колхозе, да и братьям нужен был догляд. И получилось так, что у бабушки Александры образования было всего 1 класс, которое она получила еще в школе села Курлыч.
     В возрасте 14 лет Александра сбежала из колхоза вместе с подружками на заимку. Когда было начато строительство вторых путей железной дороги от Укурея до Чернышевска, молодые девушки вели там отсыпку земельного полотна. Так моя прабабушка получила первый опыт работы на железной дороге. Позже пришлось работать на золотопромышленном прииске. Это был тяжелый труд. Однажды удача улыбнулась моей прабабушке - она нашла золото весом 50 граммов. По окончанию сезона ей выдали премию в виде пуховой шали.
     Судьба забросила их в наш поселок Ульякан, где Александра с подругами работали на лесозаготовке. Отец часто навещал, привозил гостинцы. Гаврилу Николаевичу очень понравилось наше село - в 1932 году семья переехала в Ульякан. Жили за речкой. Отец работал сторожем в магазине. Кроме того, он занимался пчеловодством, садоводством (выращивал яблоки, кедр, малину), много охотился. Супруга Феофанья Власьевна много шила, пряла. Дома всегда было чисто, уютно, много гостей.
     Шура в лето работала пекарем в пионерском лагере «Здоровье». В 1937(38) году она вышла замуж за Гадалова Алексея Андреевича. Его родители – Андрей Степанович Гадалов и Мария Герасимовна Романова родом из Нижегородской области села Крутой Майдан.  Вся их семья была отправлена на строительство Транссиба по вербовке. Тяжелую работу в прокладке железнодорожного полотна они начали у станции Аксеново-Зиловское и закончили у Владивостока (1914г.). Отец Андрей Степанович лечил коней, а мать Мария Герасимовна помогала начальнице по хозяйству. В 1912 году в Облучье родился пятый ребенок Алексей Андреевич Гадалов (мой прадед). После окончания строительства решено было вернуться на Родину в Нижегородскую область. Добравшись до станции Бушулей, они узнали, что началась Первая мировая война. Отец пошел на фронт, был санитаром. Мать была на сносях, вынуждена мыкаться по району. Жили в Бушулее, а когда переехали в Ксеньевку, она родила дочь Матрену. После окончания войны Андрей Степанович вернулся и прожил до 45 лет. Схоронив мужа, Мария Герасимовна прожила вдовой еще 45 лет и умерла в 1969 году. 
     Их сын Алексей, мой прадед (1912 – 1979), проходил воинскую службу в Иркутске, Хабаровске. Находился в кавалерийских войсках. Позже работал на водокачке в Нанаграх. Был переведен в Ульякан на водокачку старшим машинистом и протрудился он на этой должности 45 лет – до пенсии. 
     В годы Великой Отечественной войны Алексей Андреевич, получив бронь, работал на водокачке. Большое количество паровозов проходило через станцию Ульякан. Здесь была их остановка, паровозы получали очередную партию воды. Задачей прадеда являлось закачать воду в котел паровоза. 
     Супруга Алексея, Александра Гавриловна, работала на резервуаре кочегаром. Ее задачей было не допустить перемерзания емкости для воды. 
     В 1940 году 29 февраля родился их первенец Гадалов Анатолий Алексеевич. Анатолий рос умным мальчишкой. С шести лет пошел учиться в школу. Первый учитель, Галина Прокофьевна, хвалила мальчика. В Ульякане окончил семилетнюю школу. Дальнейшее обучение продолжил в интернате поселка Аксеново-Зиловское. Окончил Сретенское училище, получив профессию электрика. Три года проходил военную службу в Польше. После армии учился в Красноярском политехническом институте. В 1968 году женился на Галине Федоровне Окопной (1950 г.). В 1969 году, в Красноярске, родилась дочь Анна. После этого переехали в Ульякан. Здесь в 1972 году родили сына Алексея. После развода с Галиной Федоровной, Анатолий женился в 1981 году на Галине Васильевне Левченко (1949-2007). 5 июля 1982 года родился сын Александр, 30 ноября 1985 года – Татьяна. Некоторое время жили на севере – в селе Депутатское. Анатолий Алексеевич работал кочегаром. Позднее с семьей переехали в Ульякан. Умер Анатолий в 1997 году. 
     В 1941 году у Александры и Алексея Гадаловых родилась дочь Мария.  Так же, как и Анатолий, она закончила семь классов в Ульякане и десять классов образования получила в Зилово. Училась в городе Канск Красноярского края на киномеханика, там же получила профессию фельдшера. В 1967 году вышла замуж за Голован Николая Антоновича (1941г.). В  том же году Мария и Николай уехали в Среднюю Азию. Николай Антонович был участником войны в Афганистане. Служил на границе связистом. В 1968 году родился их первенец Станислав, а в 1973 году сын Андрей. После увольнения отца в запас, семья переехала в Красноярск. Часто они навещали бабушку с дедушкой в Ульякане.
     29 июня 1945 года у Александры и Алексея родилась дочь Лариса. В 1962 году она окончила школу на станции Зилово. Позже уехала в Красноярск работать на лесозаводе. Окончив там педагогическое училище дошкольного отделения, всю дальнейшую жизнь работала в детском садике воспитателем, директором. В 1974 году вышла замуж за Зубова Анатолия Николаевича (1943 г.р.). Он был родом из Мирного и поэтому в скором времени они переехали туда. В 1975 году родился их единственный сын Дмитрий.
     Еще одного сына Александра Гавриловна родила в 1951 году, его назвали Николаем. Окончив семь классов, прошел обучение в Кокуе на тракториста. Коля был очень трудолюбивый и покладистый мальчишка, много помогал по дому. Работал в Ульяканском леспромхозе на трелевочном тракторе. Начальство всегда относилось к Николаю с похвалой. В 1975 году женился на Катковой Раисе Федоровне (1955 г.р.). Их дети: Александр, Николай, Алексей. 
     Прабабушка Александра Гавриловна была участником ульяканской фольклорной группы самодеятельности. В 1980 году был объявлен конкурс фольклорных коллективов. И наши самодеятельные артисты из Ульякана тоже там принимали участие. Моя прабабушка входила в первый состав. Руководителем коллектива являлась В.М. Степайкина. «Тогда жизнь была совсем другая. Веселая, простая. Репетиции перед конкурсом проходили по очереди на дому у артистов. …На конкурс «Русские посиделки» привезли кружевные скатерти, прибаутки, прялку, вязания, «крютчи» напекла Гадалова Александра Гавриловна». В районном центре наши артисты завоевали призовое место им вручили грамоты и памятные подарки (Приложение 1). Далее состоялся областной фестиваль в Чите, где они снова заняли призовое место и были награждены. 
     Поздним ребенком в семье Александры и Алексея родилась моя бабушка Людмила Алексеевна - 9 марта 1956 года. А 17 июля 1957 года Александра Гавриловна получила награду «Медаль материнства» (Приложение 2). Все детство Люды прошло на заречной улице. Летом с подружками ходили за ягодами, за грибами, купались на речке. Отец занимался пчеловодством. Руки у него всегда были опухшие от укусов пчел. 
     В первый класс Людмила пошла в 1963 году. Первым учителем был Алексей Васильевич Коваленко. В 1973 году закончила десятый класс в зиловской школе. В 1976 году окончила Ингодинское техническое училище №2, получив профессию портной. Работала в Зилово в КБО закройщиком. В 1979 году Людмила вышла замуж за моего дедушку Балыкова Анатолия Яковлевича. 28 июня 1979 года родилась дочь (моя  мама) Балыкова Екатерина Анатольевна. В период с 1980 по 1987 гг. Людмила работала на радиоузле. В 1982 году родилась дочь Ольга. В 1987 году родился сын Олег. После Людмила уволилась с радиоузла. Далее она навсегда связала свою жизнь со школой. С 1990 года и по настоящее время, она работает в железнодорожной школе на станции Ульякан учителем технологии. Проводит занятия по дополнительному образованию. «Развивать творческие способности и любовь к труду учащимся помогают объединения… под руководством Л.А. Балыковой». В том же 1990 году супруг Анатолий получил звание почетного железнодорожника. В Ульякане всего 3 человека были когда-либо удостоены этого звания.
     Муж Людмилы Алексеевны, Балыков Анатолий Яковлевич, родился 23 мая 1955 года. Линия Балыковых уходит далеко в конец XIX века. Мне удалось восстановить шесть поколений. Но информация пока очень скудна. Известны только имена моих прапрапрадедов. 
     Прадед моего деда Анатолия – Семен Иванович Лямкин. Его супруга – Домна Яковлевна. Известны имена их пятерых детей: Андрей, Иван, Арина, Анастасия и Михаил. Михаил – отец моей прабабушки Екатерины. Маланья Григорьевна Осипова – жена Михаила. Известны имена ее сестер и братьев: Григорий, Маланья, Сергей, Агрепина, Ольга. 
     Михаил и Маланья жили в Мордовии. Дочь Екатерина родилась 21 ноября 1928 года. Окончила 6 классов. Детство было трудное, помогала растить младших братьев и сестер.  В 21 год родители выдали ее замуж за Балыкова Якова Ивановича (1922 г.р.). Его родители Ольга и Иван Иванович жили там же в селе Гузынцы. Было у них шесть детей: Настя, Яков, Толя, Павел, Анна, Саша. Позже семья завербовалась на восток в колхозы, жили в Хабаровском крае в Лазовске. 
     Яков Иванович был призван на военную службу с Хабаровского края 12 сентября 1941 года, служил телефонистом. С 9 августа по 3 сентября участвовал в войне с Японией. Имел много наград. (Приложение 2). И даже 30 сентября 1945 года был награжден медалью «За победу над Японией». Яков Иванович 1 марта 1985 года получил награду – «Орден отечественной войны II степени». Мои прадеды на себе испытали, что такое Великая Отечественная война. Они знают цену Победы и цену жизни. «Вы – ветеран, отстоявший Россию в самой страшной и жестокой войне. Вы живы и все, что я могу сказать, - это спасибо Вам и простите нас». В 1946 году Яков был уволен в запас. Приехал на Родину - в Мордовию. После женитьбы с Екатериной, работал в колхозе.
     Времена были тяжёлые, послевоенные. Шла агитация, что можно устроиться хорошо  и заработать деньги  на востоке. Так было решено уехать на восток нашей страны «за хорошей жизнью». К тому времени в 1950 году родился их первый сын Балыков Николай Яковлевич. Прежде чем отправиться в дорогу, корова со двора была отдана в колхоз. Взамен выдали документы. Домашний скарб был не богат. Как говорила прабабушка: «В животе Вера, на руках Коля, за спиной икона «Благословение матери» (сохранилась по сей день) да чугунок». Погрузившись в товарный вагон, отправились в путь. 
     В Ульякане жил дальний родственник Якова Леонтий с женой Александрой и сыном Николаем. Поэтому семья остановилась здесь. Поселились в двухквартирном доме. В 1950-е годы Яков Иванович устроился работать на железную дорогу монтером пути. Обещания хорошей жизни быстро развеялись. Людям с Запада трудно привыкать к климату Забайкалья. Квартира была очень холодной, не хватало средств на необходимое питание. Учитель местной школы «написал бумагу» о трудном положении семьи Балыковых. Так из колхоза «Комсомолец» Чернышевского района выделили дойную корову. Яков в течении двух дней «своим ходом» вел корову домой. В 1950 году в Ульякане родилась в семье дочь Вера. Через год Балыковы переехали в двухквартирную казарму, которая находилась на восточной окраине села (на втором отделении). Позже Якова перевели на должность бригадира пути, где и проработал до пенсии. За все время работы на железной дороге прадедушка несколько раз награждался почетными грамотами. Имеет награды: значки «Отличный путеец», «Ударник 9 пятилетки»;  медаль «Ветеран труда», «Орден трудового красного знамени» (Приложение 2). А также являлся депутатом Ульяканского сельского совета.   Бабушка Катя не имела постоянного места работы: заправляла паровозы водой, передвигала щеколды фонарей. В 1953 году родился сын Владимир. В 1955 году – Анатолий (мой дедушка).
     В 1962 году Анатолий пошел учиться в школу. Дорога до школы была далекая. Особенно такой казалась в зимнее время. Баночка с чернилами полностью замерзала. 
     В пятом классе осенью катался на самокате по речке, провалился под лед. Боясь наказания родителей, обсыхал у костра. В последствии был сильно простужен и весь учебный год находился на лечении в больнице города Читы. В связи с пропусками остался на повторный год обучения. В 1973 году окончил десять классов на станции Зилово.
     После школы пошел работать на железную дорогу ремонтником ИССО (мостовая бригада). В ноябре 1973 года был призван в ряды Советской Армии.
     В 1974 году жителей окраины второго отделения Ульякана переселяли в сам поселок. Так Балыковым выделили квартиру в казарме у переезда.
     Старшие дети Николай и Вера к тому времени уже жили своими семьями в Омске. Вера в 1977 году вышла замуж за Кучковского Анатолия. После переехали на родину мужа в Крым. В скорости родились два сына: Сергей (1979 г.) и Алексей (1981 г.). Проживают в с. Хлебное. Николай  женился на Любови Фокиной. Имеет двоих детей: Евгения (1978) и Викторию (1985 г.). Владимир жил с родителями, работал на железной дороге в дефектоскопии. Жена Владимира – Людмила. Проживают в п. Аксеново-Зиловское. Имеет двух дочерей: Татьяну и Екатерину. Екатерина успешно окончила Забайкальский институт железнодорожного транспорта. Работает по профессии.
     В 1973 году в Ульякане построили двухэтажное здание пришкольного интерната, где и работала около двух лет бабушка Катя ночной няней. 
     В декабре 1975 года Анатолий пришел из армии. Продолжал работать там же. Осенью поступил в Читинский техникум железнодорожного транспорта на факультет «Строительство и эксплуатация пути». Окончив его в 1978 году, Анатолия назначили на должность дорожного мастера. Добросовестно и ответственно относился к работе мой дедушка. «У коллектива Ульяканского околотка, которым руководит молодой мастер Анатолий Яковлевич Балыков, измерители из года в год растут». Затем дедушку повысили в должность старшего мастера. В 1990 году Анатолий Яковлевич получил знак «Почетный железнодорожник» (Приложение 2). Кроме того, трижды награждался знаком «Победитель социалистических соревнований». Имеет несколько грамот. Труд Анатолия Яковлевича высоко оценивался (Приложение 3). «Требовательный к себе и подчиненным, Анатолий Яковлевич со знанием дела руководит работой бригад на околотке. Здесь организованно проходит техническая учеба с бригадирами пути и монтерами. Анатолий Яковлевич на высоком уровне проводит политическую, воспитательную работу. Балыков много внимания уделяет изучению и внедрению передовых методов труда, технологического производства и повышению производительности труда».
     В 1979 году 28 июня родилась дочь Екатерина Анатольевна Балыкова – моя мама. 25 июля 1982 года родилась вторая дочь – Ольга. В 2000 году она закончила ульяканскую среднюю школу и поступила в Чите в Забайкальский институт предпринимательства. После окончания в 2005 году факультета рекламодателя, уехала жить в Красноярск. Жила у родственников Голован. Вышла замуж за Богашова Владислава Николаевича (1975 г.р.). В 2010 году у Ольги родился сын Игнат.
     4 августа 1987 года в семье Людмилы и Анатолия появился сын Балыков Олег Анатольевич. В 2004 году окончил в Ульякане среднюю школу №75. В 2006 году прошел курсы вождения. Срочную службу (2 года) проходил в десантных войсках в Волгоградской области. Служил 1 год по контракту. После армии уехал к сестре в Красноярск. В 2010 году Олег женился на Труновой Ольге Викторовне (1988 г.р.). Родилась дочь Нелли. 
     Первая династия идет по материнской линии и насчитывает 4 поколения. Основатели династии - Александра Гавриловна Вологдина(1914 г.р.), которая первая из родственников трудилась на железной дороге, и, Гадалов Алексей Андреевич (1912 г.р.). Хотя, гораздо раньше, по вербовке из Нижегородской области на строительство Транссиба приехали  Андрей Степанович Гадалов и Мария Герасимовна Романова. К сожалению, их трудовой стаж установить не удалось. Хотя, всего два поколения уже составляют общий железнодорожный стаж 134 года. 
 
2.2. Линия отца.
     Предки моего папы так же приехали строить железную дорогу по вербовке с запада.
     Отец моей бабушки Александры Назаренко, Петр Романович, родился 8 февраля 1918 года в Омске. До войны завербовавшись, приехали с матерью Евдокией, у которой было всего 19 детей. Евдокия по национальности была полячка. Остановились под Могочей на станции Раздольное. В 1939(40) году  Петр женился на Горбуновой Ольге Константиновне. Известно, что один из братьев Петра, Василий, во время Великой отечественной войны служил в танковых войсках, прошел всю войну и в 1945 году подорвался на танке под Берлином. А Петр защищал восточные границы от японцев. Служил на Курильских островах (о. Итуруп).  В семейном архиве до сих пор хранится металлическая ложка, привезенная с фронта.
     Его супруга, Горбунова Ольга Константиновна, родилась 15 августа 1921 года в Воронеже. Ее воспитывал дядя. Так же как и многие в поисках хорошей жизни в возрасте 17 лет с подружками отправились на восток на строительство Транссиба. Остановились на станции Раздольное. В 1939 (40) году вышла замуж за Назаренко Петра Романовича. В то время, пока муж служил на востоке, Ольга со свекровью Евдокией и дочерью Галей жили в Раздольном, она работала на железной дороге шлакоуборщиком.
     После возвращения мужа, в 1946 году родилась дочь Назаренко Нина Петровна. В 1964 году окончила школу №92 в Могоче и поступила в Читинский кооперативный техникум. Но в связи с заболеванием вернулась в Раздольное. Затем Нина прошла годичные курсы учителей математики и приехала работать в Ульяканскую школу. В 1966 году вышла замуж за Глазырина Вячеслава Михайловича (1942-2000 г.г.). На тот момент Вячеслав работал в ШЧ (железнодорожная организация). В 1967 году родилась дочь Глазырина Марина Вячеславовна. Во времена автоблокировки (в конце 1960-х гг.) на железной дороге (установление светофоров) Вячеслава Михайловича перевели в Раздольное. Школы там нет, поэтому Нина устроилась на работу дежурным по станции. Затем поступила в Читинский техникум железнодорожного транспорта, окончила его. Работала механиком ШЧ, а уже позднее перешла на работу дежурным по станции. Позже ее повысили в должности, она стала начальником станции, где и проработала до пенсии. С 2000 года находится на заслуженном отдыхе. 
     19 августа 1950 года родилась Назаренко Валентина Петровна. После окончания десятого класса, поступила в железнодорожное училище в Свободном. Далее работала дежурным по станции в Раздольном. В 1968 году вышла замуж за Александра Васильевича Мордовского (1944 г.р.). Работал в ШЧ. В 1972 году родился сын Мордовский Вячеслав Александрович.
     16 февраля 1956 года родился Назаренко Владимир Петрович, в 1970 году окончил школу в Могоче. Далее от военкомата Владимира отправили учиться на шофера. Служил три года в ракетных войсках. После армии работал в Могоче шофером. В 1978 году женился на Галине Федоровне Мартыненко (1957 г.р.). Родились дети Елена и Анастасия. Сейчас Владимир работает шофером на железной дороге. 
     22 мая 1958 года родилась дочь Назаренко Надежда Петровна. В Могоче окончила школу №92. После школы работала почтальоном. В настоящее время работает начальником отдела по перевозке почты. В 1981 году вышла замуж за Харина Альберта Ивановича. 30 сентября 1982 годам родился сын Сергей, который работает помощником машиниста на станции Могоча. 
     9 февраля 1949 года родилась дочь Александра Петровна Назаренко. Училась в школе №92, жила в интернате с сестрой. После окончания школы поступила на курсы учителей физкультуры при педагогическом институте в г. Чита. Окончив курсы, поступила в институт на заочное обучение. По распределению была направлена в Ульякан, где уже работала дежурным по станции и жила ее сестра Нина с семьей. Александра работала учителем физкультуры и по совместительству библиотекарем (15 лет) в железнодорожной школе №75. В 1970 году вышла замуж за Сторожева Анатолия Ивановича.  7 февраля 1971 года родилась дочь Ирина. В 1973 году Александра Петровна получила высшее образование. В 1977 году, 18 февраля, родился сын Роман. В 1981 году Александра летом в первую смену работала начальником лагеря «Здоровье» железнодорожного ведомства. В 1983 году окончила курсы биолога. Преподавала биологию, русский язык, физкультуру. Бывшие ученики всегда вспоминают ее интересные уроки. Добросовестный, грамотный, ответственный в труде человек. Несколько лет работала завучем. Александра Петровна была награждена Почетной грамотой Министерства Просвещения РСФСР, а также медалью «Ветеран труда» (Приложение 2), за долголетний добросовестный труд. В 2007 году ушла на заслуженный отдых. Стаж работы – 39 лет.
     Мама Анатолия Ивановича, Любина Евдокия Лаврентьевна (1914 г.р.), родилась в Новокузнецке. В начале 1930-х гг. вышла замуж за Сторожева Ивана Ивановича. В 1934 году родился сын Николай Иванович, в 1939 году – Раиса Ивановна. Так же, как и все мои предки в то тяжелое время, по вербовке приехали на восток страны для работы на железной дороге. Пунктом назначения стала станция Темная. В 1941 году Иван Иванович был призван на фронт. Евдокия с семьей и свекровью переехала жить на стацию Шалдура. Во время войны поступила работать обходчиком железнодорожного пути. В семейном архиве сохранилась ее трудовая книжка, где имеется запись о приеме на работу. Там же имеется запись о премировании работника «За мужество, самоотверженное проявление по восстановлению железнодорожного пути премия в размере месячного оклада 170 руб. Приказ МПС №1 06.01.1986 г.». Муж прошел всю войну. После Великой Победы летом 1945 года вернулся домой. Был сильно изранен и потому его признали инвалидом. Был награжден медалями, но, к сожалению, все они со временем были утеряны. В 1946 году родился сын Анатолий Иванович Сторожев (мой дедушка). 22 мая 1949 года умер Иван Иванович, похоронили в Шалдуре.
     В 1950 году Евдокия Лаврентьевна с детьми переехала в Ульякан. Через два года вышла замуж за Бутина Федора Ивановича. Как и многие люди в то время, своими руками возвели дом. Бутин Федор Иванович родился в 1921 году. Фронтовик, участник битвы на Курской дуге, где и получил тяжелое ранение. Когда получил ранение, санитары не смогли его найти, но санитарная собака нашла и вытащила его с поля боя. Долгое время Федор провел в госпиталях. После войны работал в Ульякане на хлебопекарне. После того, как пекарню закрыли, устроился конюхом на станцию. Обеспечивал работников железной дороги сеном и дровами. Потом должность сократили, и Фёдор Иванович стал работать в лагере «Здоровье», который находится в семи километрах от Ульякана.
«Сторожем в 1970-80-е годы работал Бутин Федор  Иванович, он же был истопником помещения, где находилась скважина…».  
     Был случай. Евдокия и Федор весной купили поросенка, но он был хилый и больной. Федор стал привозить минеральную воду с лагеря и поить ею поросенка. Она помогла поросенку восстановить аппетит. Он быстро подрос и окреп.
     В 1956 году родилась Любина Галина Федоровна. После окончания школы, поступила в Иркутский сельскохозяйственный институт по специальности «агроном». По распределению была направлена в село Алеур Чернышевского района. Позже переехала в Беркакит, где работала в теплицах при железной дороге. Вышла замуж за Лысенко Александра Григорьевича. У них родились две дочери: Анна и Ольга. В 1998 году у Анны родился сын Александр. 
     Старший сын Евдокии, Николай Иванович Сторожев, родился 15 февраля 1934 года в Новокузнецке. После переезда в Ульякан, работал монтером пути. Взял в жены Валентину Павловну Толочко с ребенком Захаровой Татьяной Николаевной. В 1958 году родился сын Сторожев Александр Николаевич (1958-1998 гг.) – работник железной дороги. Дети Александра: Анатолий, Михаил и Алексей тоже работают на железной дороге. В 1960 году родился Сторожев Иван Николаевич (1960-2013 гг.). В 1967 году родилась Сторожева Марина Николаевна. Супруга Валентина умерла в 1978 году. В 1989 году Николай Иванович ушел на пенсию в должности бригадира пути.
     Сторожева Раиса Ивановна окончила 8 классов в Ульяканской школе, далее училась  на станции Зилово. Позже уехала в Якутию (п. Чульман). Вышла замуж за Назарова Владимира. 
     После войны, в 1936 году, родился Сторожев Анатолий Иванович (мой дедушка) в п. Усть-Ундурга. Переехали в Ульякан, где он окончил 10 классов. После школы учился в Борзе на тракториста. До армии работал в леспромхозе. В 1965 году призвали в ряды Советской Армии. Военную службу проходил в Братске. Придя из армии, окончил вечернюю школу, получил среднее образование, 6 лет работал монтером пути. Далее перевелся в ШЧ-4 на ст. Зилово. В 1970 году женился на Назаренко Александре Петровне. В 1974 году Анатолия отправили учиться в Читу на механика СЦБ. До пенсии проработал механиком СЦБ на станции Ульякан. В 2007 году ушел на заслуженный отдых. Общий стаж работы на железной дороге – 41 год.
     7 февраля 1971 года родилась Сторожева Ирина Анатольевна. В Ульякане окончила 9 классов, 2 года училась на станции Зилово. Поступила в политехнический институт в г. Хабаровск на экономиста. Окончила его в 1993 году. Проработав 1 год бухгалтером, вернулась в Могочу. Стала работать бухгалтером в школе №92. После устроилась старшим бухгалтером в милицию. Потом ее назначили начальником финансового отдела. В 1995 году вышла замуж за Кузьмина Владимира Николаевича (1973 г.р.), имеет двоих детей: Юлию и Захара. Ирина в звании майора милиции уволилась и в 2011 году переехала с семьей в Читу. Сейчас она работает бухгалтером I категории в Управлении Забайкальской железной дороги. Муж Владимир работает руководителем ИССО в г. Чита. 
     18 февраля 1977 года родился мой отец – Сторожев Роман Анатольевич. Рос смышленым, умным мальчиком. Дед Федор и бабушка Евдокия много времени проводили с Ромой, так как родители работали. В школе учился хорошо, был прилежным учеником. Посчастливилось вступить в ряды пионеров, был горнистом. В 1994 году окончил среднюю школу №75 в Ульякане.
     С 1994 по 1998 год работал монтером пути. Окончив ускоренные курсы мастеров, папа поступил в Читинский техникум железнодорожного транспорта. Окончил его в 1999 году. В 1998 году его назначили на должность дорожного мастера на станции Зудыра. Его добросовестный труд был отмечен руководством Зиловской дистанции пути. Роман Анатольевич принимал участие в конкурсе «Лучший дорожный мастер» и был поощрен ценными призами. Он награжден почетной грамотой от начальника Забайкальской железной дороги, именными часами от начальника Могочинского отделения дороги. Папа часто повторяет такие слова: «Магистраль – моя стихия, в пути – поэзия моя!». 
     6 сентября 1997 года сыграли свадьбу с Балыковой Екатериной. Стали жить в старом доме, где раньше жили Федор Иванович и Евдокия Лаврентьевна. 5 декабря 1999 года родилась я – Сторожева Маргарита Романовна. В 2001 году Екатерина поступила в Читинский техникум железнодорожного транспорта на факультет «Путь и путевое хозяйство». Окончила его в 2006 году. В 2002 году наша семья переехала в двухквартирную казарму, где ранее жил Николай Иванович. Через два года Екатерина Анатольевна поступила на работу в пришкольный интернат НОУ СОШ №51 ОАО «РЖД» на должность воспитателя. 12 мая 2010 года родился сын Матвей Романович.
     Таким образом, родственники по линии Сторожевых-Назаренко практически все являются железнодорожниками. Три поколения Сторожевых выбирали профессии, связанные с железной дорогой. Общий железнодорожный стаж только по прямой линии (бабушка, дедушка, мама, папа), который удалось доподлинно установить, составляет 110 лет. Я учусь в НОУ СОШ №51 ОАО «РЖД» на станции Ульякан. В будущем желаю продолжить династию и поступить в Забайкальский институт железнодорожного транспорта. 
 
 
Заключение.
 
     Человеческие жизни – это не отдельные нити, которые можно выпутать из клубка и аккуратно разложить на ровной поверхности. Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого. 
     Семья, дети, дом всегда были и остаются самым важным и значимым в жизни каждого человека. А если это не просто семья, а трудовая династия, где несколько человек выбрали одну и ту же профессию, она становится доброй семейной традицией, где существует атмосфера взаимопонимания и уважения.
     С помощью этого проекта много нового и интересного узнала я о своих предках. В моей душе возросла гордость за тех, благодаря кому я живу. Я очень горжусь жизнью своих предков. Мне интересно знать их жизнь, их историю. Трудовая семейная династия — это гордость для каждого члена семьи. Мы гордимся нашей трудовой династией. 
     Среди нашей сельской публики общеизвестными являются несколько фамилий, которые являются железнодорожными династиями. Одна из самых распространенных – династия Сторожевых. Безусловно, в семье Сторожевых гораздо больше представителей железнодорожников в настоящее время. Однако, углубившись в изучение трудовой деятельности всех родственников, я узнала, что по линии Балыковых-Гадаловых тоже много профессий, связанных с железной дорогой. Именно по этой линии гораздо раньше в семье появились железнодорожники – строители Транссиба.
     Династией признается наличие трех поколений в одной семье, занимающихся одним родом деятельности. Изучив документы, проведя опрос членов семьи, проанализировав архивные и делопроизводственные документы, я доказала, что разветвленный род Балыковых-Сторожевых действительно является династией железнодорожников, так как поколения их семей занимались и занимаются одним родом деятельности. Они выбирали в своей жизни разные профессии, но, в основном, все они связаны одной организацией – железной дорогой России. Я навсегда запомню их имена, добрые дела и трудовые подвиги.
     Теперь думаю, что самое трудное и достойное на земле – прожить хорошим человеком, добросовестно выполнять свою работу, быть надежной опорой тем, кто рядом. Такими были и остаются для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители, а для них, в свою очередь, их отцы и матери.
     Династии появляются в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу, одним словом, когда работа им в радость. Тогда и у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии.
     Бесспорно, трудовые династии нужны.
Они играют огромную роль в воспитании уважительного отношения к труду, овладении секретами и навыками мастерства. 
Таким образом, труд, сфера труда являются своеобразным стержнем, вокруг которого формируется и развивается семья-династия. 
     В процессе выполнения проекта доказано, что моя династия является железнодорожной. Биография представителей поколений по мере доступности материала изучена, родословное древо составлено. Поставленные задачи выполнены в полном объеме. В дальнейшем планирую продолжить работу с более конкретным изучением предков по линии отца, составлением более полного генеалогического древа. Основная задача для дальнейшей деятельности – сохранение семейной истории. Я буду продолжать работу по изучению моей родословной. Преемственность поколений будет продолжаться.
     Представители поколений нашей династии железнодорожников строили мое будущее.
Династия – гордое слово!
Сплелись поколения в нем.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несем.
Во славу единого дела
Они на Земле родились
Секреты и опыт, и знанья
В наследство передались
Так пусть же растут, процветают
На благо огромной страны
Ведь трудовые династии
Бесспорно, нужны и важны.
 
Список литературы.
Алинкина Е.М. Стихи.//Зимняя вишня №12. – 2011. – С. 56.
Ведмидь А.П. Забайкальская железная дорога: цветной иллюстрированный справочник./ А.П. Ведмидь. Чита: Деловое Забайкалье, 2005. – 272 с.   
Веб-энциклопедия Транссиба. [Электр. ресурс].:  www.transsib.ru. 1998 – 2013 (дата обращения: 16.11.2013 г.). 
Веренчик И. Трудовые династии [Электр. ресурс].: www.stihi.ru (дата обращения: 10.02.2014 г.).
Дмитров К. Большой праздник в маленьком селе.// Наше время. – 2006. – 20 октября. – С. 1, 3.
Константинов А.В., Константинова Н.Н. Забайкалье: ступени истории (1917-1922 годы). – Чита: Экспресс-изд-во, 2009. – 192 с., ил. 
Макрицина И.П. Амурская железная дорога (буклет). Чита: Музей истории Заб ж.д., 2006.
Моя железная дорога. – М.: «Единые сети», 2007. – 112 с., ил.
Мы – дети российских железных дорог. – М.: АНО «КЦСПМ», 
2009. – 172 ., ил.
 Онучин А.Н. Твоё родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. – Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992, 40 с.
 Пушкина Г. Из Ульякана уже не хотят уезжать.// Забайкальская магистраль. – 2006. – 10 ноября. – С. 5.
 Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. – 4-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1989. -1632 с., ил.
 Советский энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. – М.: «Советская энциклопедия», 1990., ил.
 Улыбышева М. От паровоза до Сапсана. – Изд. дом «Фома», 
2012. – 124 с., ил.
  Чукова Ю.А. С юбилеем, Ульякан!// Наше время (пос. Чернышевск). – 2010. – 11 августа. – С. 5. 
  Чукова Ю.А. Воспитательная система в школе №51.// Наше время (пос. Чернышевск). – 2013. – 6 ноября. – С. 6-7.    
 Чукова Ю.А. Курорт Ульякан (1912-2012). – Чита: ЗабЦНТИБ, 
2012. – 80 с.
 Чухачев В.С. Из истории Чернышевского района. – п. Чернышевск: Чернышевская типография, 1990. – 72 с.
 Штинов А. У зиловских путейцев.// Путь Ленина. – 1981. – 
23 мая. – С.1
 Шемелина Л. Встреча с прекрасным.//Путь Ленина. – 1976.
 – 6 октября.  -С.3.
 Штинов А. Мастер.// Путь Ленина. – 1985. 3 августа. – С. 2.

Автор: 
Сторожева Маргарита Романовна
8 класс 
Чернышевский район ст. Ульякан 

Научный руководитель: 
Чукова Юлия Анатольевна, 
учитель истории 
школа  №51 ст. Ульякан

 
Категория: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ | Добавил: chernyshevsk (12.05.2014)
Просмотров: 9457 | Рейтинг: 2.5/2