Главная » Статьи » ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ

ЯНТАРНЫЕ БУСЫ В НАШЕЙ СЕМЬЕ

ЯНТАРНЫЕ БУСЫ  В НАШЕЙ СЕМЬЕ

                 

                                                                        Не забывайте рода своего, изучайте

                                                                        Своих дедов и прадедов, работа над        

                                                                        Закреплением их памяти….

                                                                        Старайтесь записывать все, что          

                                                                        можете, о прошлом рода, семьи, дома…

                                                                        Старайтесь    собирать портреты,  

                                                                        Автографы, письма, сочинения печатные        

                                                                        и рукописные всех тех, кто имел                    

                                                                        отношение к семье, к роду. Пусть вся история

                                                                        будет закреплена в вашем доме и пусть все

                                                                        около вас будет напитано воспоминаниями….

                                                                                                                        Павел Флоренский

        Однажды,  в шкатулке  с мамиными украшениями я увидел бусы. Было видно, что они уже не новые и мама их почему - то не носит, но очень дорожит ими. Я поинтересовался: «Мама, что это за бусы?». Она ответила: «У этих бус богатая история, они передаются от матери к дочери в нашей семье уже на протяжении многих лет». Мне захотелось узнать о загадочных бусах больше.

     Цель  исследования (зачем я провожу исследование): восстановить историю янтарных бус, хранящихся  в нашей семье.

     Задачи исследования (что я должен сделать):

- изучить статьи и другие материалы, которые содержат информацию об использовании янтаря для изготовления бус;

- выяснить причины появления в Бичуре семейских;

- определить значение  янтарных бус для нашей семьи.

      Актуальность исследования (интересна моя тема или нет).  Особенность  исследования в том, что история нашей семейной реликвии начинается очень  давно и насчитывает уже несколько веков. Я сделал для себя настоящее открытие, мои предки по маминой линии были старообрядцами  – семейскими. Много информации о семейских, о значении янтарных бус в их культуре  я узнал  из статьи Александра Гриненко«Триста лет гонений. Краткий очерк истории старообрядчества в России» ( журнал «Сибирская Заимка»).  В этом и заключается актуальность работы, ведь 2014 объявлен годом Культуры и более того в нашей стране возрос интерес к  традициям семьи, к истории русского народа.

 Источники (как я изучал тему):

Воспоминания мамы Н.Ф Вологдиной и бабушки А.А. Петровой ;
Фотографии из семейного архива;
Интернет- источники;
А.Гриненко «Триста лет гонений. Краткий очерк истории старообрядчества в России»/ Сибирская заимка/

 Методы исследования (как я изучал тему):

Интервью с мамой и бабушкой;
Изучение статей из информационно - коммуникационной сети «Интернет»;
Работа с семейным архивом.

 Новизна исследования (что я сделал такого, чего не было  у других).

  Я с помощью родителей и классного руководителя не просто проследил историю  происхождения  распространения янтарных бус, но и выявил значение янтаря в культуре  семейских.

 Практическая значимость (где я могу использовать свою работу).

  Моя работа опубликована на сайте учителя истории и обществознания Вологдиной Н.Л., на сайте детского проекта для талантливых детей «Алые паруса». Более того, работу можно опубликовать в газете «Наше время», представить на классном часе, на родительском собрании.

Перспективы работы над темой (продолжение исследований по данной тематике). Проведенное исследование имеет для меня большое значение, потому что я узнал о своих предках то, о чем даже не догадывался. Я горжусь своей родословной и намерен продолжить работу; восстановить семейский костюм, проследить историю села Бичуры, куда в XIX веке были высланы мои предки староверы из Польши.

ЯНТАРЬ – СОЛНЕЧНЫЙ КАМЕНЬ

    Бусы – это одно из самых  древних украшений. Кости, клыки, когти, челюсти различных животных,  а  также человеческие черепа издревле навешивались   дикими  людьми  на шею как трофеи побед. Позднее для изготовления бус стали использовать янтарь, жемчуг и др.

   Янтарь – ископаемая смола хвойных деревьев (см. Приложение №1) . Александр Гриненко уточняет: «Янтарь -  «всего лишь» любопытная смесь кислорода, углерода и водорода, превратившаяся за десятки миллионов лет в драгоценные камни»

    Янтарь может иметь прозрачный цвет, молочно- белый, красно- коричневый, очень редко голубой или зеленый. Обычно янтарь желтого цвета.Янтарь использовался  для изготовления украшений еще в глубокой древности  (бронзовый, железный век). Особенно широко применялся в 17-18 веке. Самое большое месторождение янтаря находиться на побережье Балтийского моря.  И поэтому его называют «Золотом Балтики»[1].

   Балтийский янтарь украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее". Римский историк Тацит сообщает, что янтарь привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). Император Нерон посылал своих купцов на Север за балтийским янтарем; ценился он высоко не только за свою красоту, но и из-за его целебных и охранных свойств[2].

   Овидий в своих "Метаморфозах" передает красивый миф о Фаэтоне, "объясняющий" происхождение янтаря. Фаэтон, сын Феба, бога Солнца, и нимфы Климены упросил своего отца дать ему поуправлять солнечной колесницей, но сбился с пути, не смог справиться с лошадьми, слишком приблизился к земле — чудовищное пекло обрушилось на Землю, высохли реки от Дона до Рейна, образовались великие пустыни, почернели жители Эфиопии, загорелись леса, раскололись вершины гор. Разгневанный Юпитер молнией сбросил неудачного наездника на Землю. Мать и сестры, долго оплакивая погибшего, превратились в деревья, а с их ветвей продолжают падать в протекающую под ними реку Эридан (По) слезы, сразу же твердеющие на солнце и превращающиеся в янтарь. Так как это окаменевшие слезы Гелиад, дочерей Солнца, то поэтому минерал такой прозрачный, теплый и светлый, а когда горит, то просто божественно благоухает. Янтарь — это камень здоровья, счастья и солнца, любовный амулет, способный привлечь к владельцу самоцвета объект его воздыханий[3].

    В Средневековье и в Европе янтарь не ценился по достоинству. Сомнения вызывала его непрочность и хрупкость. Однако, со времен Возрождения камень стал широко использоваться. Из него стали изготавливать разные украшения, предметы быта, им инкрустировалась посуда, мебель, делались из него украшения. В те времена изделия из янтаря были прерогативой богатых и знатных людей[4].

    В 1947 году на базе  был создан Калининградский янтарный комбинат – крупнейшее в мире предприятие по добыче и переработке янтаря, при котором был реконструирован старый немецкий карьер «Вальтер». Когда возможности карьера исчерпались, на базе предприятия в 1976 году был построен новый Приморский карьер. На сегодняшний день это единственное место на Земле по добыче янтаря, где сосредоточено 90% его мировых запасов. ГУП «Калининградский янтарный комбинат» является динамично развивающимся предприятием, монополистом по добыче солнечного камня.[5]

 Таким образом, янтарь всегда имел большую популярность у людей различного материального положения. В наши дни интерес к янтарю не ослабел - он привлекает всеобщее внимание, и не напрасно. Есть в Калининграде музей.

ЯНТАРЬ В КУЛЬТУРЕ СЕМЕЙСКИХ

    История появления в Забайкалье староверов обращает нас ко временам церковного раскола. Во второй половине XVII в. патриарх Никон при содействии царя Алексея Михайловича подверг ревизии церковные книги и обряды, приведя их в соответствие с греческими. Нововведения насаждались приказном порядке. Группу людей,  не желавших подчиняться нововведениям возглавил протопоп Аввакум  личность столь же сильная и неординарная, как и патриарх Никон.

   Ко времени Вселенского собора 1666/67 г., на котором Никон предал сторонников старых обрядов анафеме, в русском обществе произошел раскол[6].
     Первоначально жизнь старообрядцев на Руси была очень  тяжелой. Их объявили вне закона, подвергли гонениям, пытали, сжигали. Многие бежали на свободные земли — в основном на запад, уходили к казакам или основывали свои собственные «вольные» поселения, где совершали обряды в соответствии со своими обычаями[7].

     В начале XIX в. появился термин  «семейские». Если первоначально переселенных староверов именовали «поляки» или «польские выселенцы», о чем свидетельствует академик П.С. Паллас, посетивший Забайкалье в 1772 г., то уже в 1824 г. писатель А. Мартос называет их «семейными» или «семейскими»[8]. 
   Такое же название было зафиксировано декабристом А.Е. Розеном в 1830 году. Неизвестно,  является слово «семейские» самоназванием или так величали переселенцев старожилы, в деревнях которых поселились «поляки». Думаю,  название это,  связано с тем, что старообрядцы пришли в Забайкалье семьями, в отличие от первых поселенцев, жили семьями и семейный образ жизни всячески культивировали. Известно, что семейские разводились редко, в браке, как правило, были счастливы и заводили   много детей.                                
    Так к началу XIX в. в Забайкалье сформировалась этническая группа русских крестьян-старообрядцев, которые самым решительным образом влияли на экономику края, в некоторых местах составляли большинство населения, называли себя «семейскими» и имели собственную культуру[9].

  Самое крупное семейское село в Забайкалье – Бичура. Именно здесь родилась моя мама Наталья Федоровна Вологдина, мы часто ездим в гости в Бичуру к бабушке Анне Алексеевне Петровой.

    Моя тетя рассказывает: «Для семейских характерно изобилие украшений. Больше всего семейские женщины любили янтарные ожерелья (состояли из 2-3 нитей). Их покупали в городе, не скупясь, поскольку считалось, что они обладали целебными свойствами.  Ожерелья с крупными бусинами называли добрыми или хунтовыми, то есть весом в фунт. Ожерелье из бус называлось монисто, корольки…» (см. Приложение №2).

    Таким образом, культура семейских основана на семейных ценностях, любви, верности. Они считали,  что лучшее лекарство это не таблетки, а камни, такие например, как янтарь. Считалось, что камень излечивает не только болезни, но и защищает от плохой энергии, снимает усталость.

  Амулет с янтарем способен защищать человека от дурного глаза. Золотистый оттенок и блеск камня помогают утолить печаль. Ожерелье из янтаря защищает от зоба. Янтарная кислота действует на организм как антисептик и противовоспалительное средство, выводит токсины и снимает стресс. Из янтаря делали ложки и чаши для вина, чтобы обезвредить яды.

     Янтарь —  это солнечный камень, сгусток  солнечных лучей, энергия, накопленная  веками…

ЯНТАРНЫЕ БУСЫ В  РОДУ АФАНАСЬЕВЫХ

    Янтарные бусы моей мамы  связаны с традициями старообрядцев, которые были переселены в Забайкалье из Польши  в 18 веке (см. Приложение №3).

Мои предки по маминой линии имеют прямое отношение к селу Бичура.

Именно сюда,  в 1768 году  было переселено 26 семей старообрядцев - 72 человека из Польши.  Среди них была и семья  Афанасьевых. Переселенные старообрядцы получили от местных жителей название семейские, т.к. их переселяли целыми семьями с имуществом.      

    Мама  часто вспоминает свою бабушку Ульяну, то, как она учила ее почитать старших,  уважать любой труд, а самое главное ценить и беречь свою семью. Мама всегда говорит: «Самое ценное, что у человека есть, это его семья».

  Моя бабушка, Анна Алексеевна Петрова (в девичестве Афанасьева) – дочь прабабушки Ульяны по сей день живет в Бичуре. Она перебирая старые фотографии и вспоминает: «Эти янтарные бусы мне подарила мама. Их    привезли  наши предки из Польши в 1768году. Янтарные бусы  были дополнением к женскому семейскому костюму. Они не только украшают женщину, но и исцеляют при расстройствах и функции щитовидной железы, при болезнях ушей, глаз, горла, помогают иммунитету, обладают бактерицидными  (противомикробными, противовоспалительными свойствами), предохраняют от душевных расстройств, способствуют улучшению циркуляции крови, снижению внутричерепного давления, облегчают работу сердца».

      В 1999 году у моей мамы начались проблемы со здоровьем, увеличение щитовидной железы. Врачи назначили гормональную терапию, но бабушка Ульяна была категорически против таблеток, она подарила маме янтарные бусы и сказала носить их каждый день. Через некоторое время, когда мама решила посетить доктора, со щитовидной железой было уже все в порядке.

    Таким образом, нашей семейной реликвии уже более 200 - х сот лет. Мама очень дорожит янтарными бусами, ведь в них история ее семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Янтарь – ископаемая смола хвойных деревьев. Александр Гриненко уточняет: «Янтарь -  «всего лишь» любопытная смесь кислорода, углерода и водорода, превратившаяся за десятки миллионов лет в драгоценные камни». Янтарь может иметь прозрачный цвет, молочно- белый, красно- коричневый, очень редко голубой или зеленый. Обычно янтарь желтого цвета, как эти бусы.  Янтарь использовался  для изготовления украшений еще в глубокой древности  (бронзовый, железный век). Особенно широко применялся в 17-18 веке. Самое большое месторождение янтаря находиться на побережье Балтийского моря.  И поэтому его называют «Золотом Балтики».  

   Янтарные бусы моей мамы связаны с традициями старообрядцев, которые были переселены в Забайкалье из Польши  в XIX  веке.

    Бичура – самое крупное семейское село в Забайкалье, расположена на юге республики Бурятия. Именно сюда,  в 1768 году  было переселено 26 семей старообрядцев - 72 человека из Польши.  Среди них были и мои предки Афанасьевы по маминой линии. Переселенные старообрядцы получили от местных жителей название семейские, т.к. их переселяли целыми семьями с имуществом.    

   В роду Афанасьевых есть одна старинная традиция передавать от матери к дочери янтарные бусы.  

    В 1999 году у моей мамы начались проблемы со здоровьем, увеличение щитовидной железы. Врачи назначили гормональную терапию, но бабушка Ульяна  подарила маме янтарные бусы и сказала носить их каждый день. Совсем скоро мамино здоровье улучшилось.

    Янтарные бусы – это наше семейная реликвия, которой уже более 200-х лет. Я обязательно продолжу работу над  этой темой, мы с мамой решили воссоздать семейский женский костюм, чтобы бабушкины  янтарные бусы приобрели новую жизнь.

автор:

Вологдин Илья Евгеньевич класс: 5 «а»

научный руководитель: 

Вологдина Наталья Леонидовна, методист,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ №78  

Категория: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ | Добавил: chernyshevsk (05.01.2015)
Просмотров: 776 | Рейтинг: 0.0/0