Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РАЙОНА

Гудящие рельсы

Гудящие  рельсы

Богата и интересна  история Чернышевск – Забайкальской дистанции пути (ПЧ-7) имени Николая Фёдоровича Митина. Предприятие основано в 1934 году после ликвидации дистанции пути на станции Налгекан Букачачинской ветки и Укурейской дистанции пути.

Границы дистанции: станция Чернышевск – Арчикой  включительно и ветка  Чернышевск – Букачача (приказ №312/Н от 3 октября 1934 года). Соседними дистанциями были Зиловская и Куэнгинская. В данных границах дистанция пути существовала до 1958 года. В 1958 году Чернышевской дистанцей пути был принят участок бывшей Куэнгинской дистанции от Чернышевска по станции Шапка включительно.

На основании приказа (№116/Н) от 14 апреля 1960 года участок дистанции от Чернышевска до ст.Шапка передан Шилкинской дистанции пути. С 23 марта 1961 года по приказу №73/Н (Н-начальник дороги) участок Итылей – Арчикой был передан Зиловской дистанции пути.

Дистанция пути находилась в подчинении Шилкинского отделения дороги до мая 1960 года. С мая 1960 она перешла в подчинение Могочинского отделения Забайкальской железной дороги. Границы деятельности коллектива дистанции пути (ПЧ-7) менялись, изменялась и структура подчинения, но неизменным оставалось одно: основной деятельностью работников является обеспечение выполнения плана перевозок, содержание пути в рабочем состоянии.

Чернышевская дистанция пути - одна из немногих предприятий на сети российских железных дорог, которая является именной. Предприятию присвоено имя бывшего начальника Чернышевской дистанции пути Николая Фёдоровича Митина, который возглавлял коллектив с 1963 года по 1966 год. Николай Фёдорович Митин родился 12 февраля 1932 года в селе Серебряный Ключ Идринского района Красноярского края. В 1960 году он окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер путей сообщения. Знавшие Николая Фёдоровича характеризуют его как высококлассного специалиста, отмечают его эрудированность, обширный кругозор и влюбленность в свою профессию.

С 1986 по 1992 год Николай Фёдорович возглавлял Главное управление пути министерства путей сообщения (г.Москва). Он принимал активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской  аварии. За многолетний добросовестный труд, преданность  профессии Н.Ф.Митин награжден высшей отраслевой наградой – знаком «Почетный железнодорожник».  Николай Фёдорович имеет  правительственные награды – орден Дружбы народов, медаль «За трудовую доблесть» и многие другие.

Путейский труд один из самых тяжелых на железнодорожном транспорте. Большинство тех, кто работал или работает сегодня в дистанции пути имени Н.Ф.Митина не жалуются на трудности, ибо они сознательно выбрали профессию путейца.   Назову фамилии тех, кто отработал 25 и  более лет.  Это  М.И.Абрамова, В.И.Артамонов, Н.Г.Акинина, Б.К.Амельянчик, В.И.Бутина, А.А.Бутин, Т.И.Бовда, А.К.Бочкарникова, Т.Я.Борисенко, А.В.Бабанов, С.А.Брюханов, В.Е.Власевская, Н.Я.Гордеева, В.И.Гордеев, К.И.Гараева, В.Д.Деговцов, В.Е.Егоров, В.Н.Зверева, Е.П.Истомина, М.И.Исаев, Б.Ф.Иванов, Б.П.Иванов, Х.Ф.Иванов, Н.М.Кожин, Г.И.Коренная, В.М.Кожин, А.М.Качаев, Л.А.Комогорцев, В.Г.Колобов, Н.Т.Лукаш, Л.А.Левина, В.А.Корякин, Н.В.Левакшина, Л.М.Манцуровская, Г.М.Медведева, А.И.Мущенко, Г.Мухамедгалеев, Е.П.Мущенко, Н.Р.Ман-цуровская, В.Е.Попова, Н.И.Протопопова, Н.Г.Павлова, Т.В.Пузырёва, В.А.Почепцова, Г.В.Почепцова, С.С.Поздняков, И.П.Пенюгин, В.Л.Репаков, Н.И.Смолянский, В.А.Семенищен, И.З.Трунов, Р.Г.Туктамышев, Г.В.Туктамышева, П.Т.Федько, С.В.Чупров, В.П.Черных, Н.И.Шастина, Ю.И.Эпов, Г.Ф.Яковлева, Я.М.Тюкавкин, А.М.Тюкавкин, Ф.Х.Лотыпов и многие, многие другие.

Ощутимый вклад в развитие дистанции пути внесли её руководители, работавшие в разные годы. Огромным уважением пользовались в коллективе Николай Трофимович Лукаш, его заместитель Николай Иванович Смолянский. Возглавляемый ими коллектив считался одним из лучших на Забайкальской железной дороге. Например, по результатам работы Чернышевская дистанция пути (ПЧ-7) в 1977 году была занесена на областную Доску почёта. На базе дистанции пути неоднократно проводили школу передового опыта по текущему содержанию пути и искусственных сооружений. Руководст-во ПЧ-7 уделяло большое внимание социальным вопросам: велось строительство жилья и производственных зданий.

Многие командиры среднего звена – дорожные мастера ПЧ-7, руководившие околотками и цехами, за долголетний добросовестный труд были награждены знаком «Почётному железнодорожнику». Это А.Д.Щербинин, Ф.С.Швец, П.И.Волошин, Ф.Ш.Мухамедгалеев, М.И.Савельев, Г.И.Сологуб. А.Г.Вологдин – Заслуженный работник транспорта, М.А.Кожин награждён орденом Красного Знамени.

Ветераны труда Н.Т.Лукаш, А.М.Тюкавкин, Н.И.Смолянский, И.З.Трунов, И.П.Пенюгин являются Почетными железнодорожниками, они  по-прежнему интересуются жизнью родного предприятия. Коллектив гордится К.Г.Савватеевой, М.И.Сухановой, возраст которых перевалил за 90 лет, а также П.Т.Федько, Г.Мухамедгалеевым. Они раз и навсегда выбрали трудную профессию путейца и ни разу об этом не пожалели.

Вспомним и тех, кто отдал 7-ой дистанции пути многие годы и кого уже нет с нами. Это Н.М.Максимова, В.З.Гарипов, Г.П.Колычев, В.С.Булыно, М.С.Гераси-мова, И.С.Гетманов, А.Г.Федореев, А.С.Власевский, Ю.С.Исмеянов, З.И.Кондратьева, В.С.Кулишкин, И.М.Ки-бирев, Н.Ф.Стукова, В.Д.Новгородов, Е.И.Полищук, Е.И.Решетникова, Н.И.Солуянов, Н.А.Щербинин, Р.Ш.Шарипов, А.Г.Вологдина, Б.В.Шемелин, В.М.Ушакова. Все они оставили о себе добрую память в сердцах тех, с кем работали, с кем были рядом.

Подробнее расскажу о тех, кого на протяжении многих-многих лет  по праву считали правофланговыми, на кого равнялись, на кого хотели быть похожими молодые путейцы. Обладая огромным профессиональным опытом, влюблённые в дело, которое избрали еще в юности, они гордятся своей профессией, щедро делятся с молодыми знаниями.

Николай Иванович Смолянский начал свою трудовую деятельность в 1947 году. Много лет работал мастером путевой колонны в Шилкинской дистанции пути, затем дорожным мастером в Чернышевской дистанции пути и двадцать лет отработал в должности заместителя начальника дистанции. Его общий стаж на железнодорожном транспорте составил 45 лет. В его трудовой книжке множество поощрений. В 1990 году Николая Ивановича за безупречный труд наградили знаком «Почётный железнодорожник». Уйдя на заслуженный  отдых, он не смог попрощаться с родным коллективом и ещё несколько лет возглавлял совет ветеранов дистанции. До сих пор знакомые приходят к Николаю Ивановичу за советом, и тогда он снова молодеет, преображается на глазах.

Имя дорожного мастера 8-го околотка Чернышевской дистанции пути Ивана Захаровича Трунова было известно не только коллегам – путейцам родного предприятия, его знали и в других дистанциях. Иван Захарович – легендарная личность. О дорожном мастере Трунове, его опыте рассказывалось не только на страницах районной газеты. О нём писала и дорож-ная газета «Забайкальская магистраль». Чем же заслужил внимание скромный дорожный мастер из Чернышевска? Своим отношением к работе, неизменно высокими производственными показателями, отличной балльностью пути. Где бы, на каком участке ни работал бы Иван Захарович, результаты его труда были всегда отличными. Умел он повести за собой монтёров пути, найти к каждому «ключик». Путейцы, видя его доверительное отношение к ним, старались не подводить мастера, уважали его, хотя, чего там утаивать, был он строг и нетерпим к халатности, разгильдяйству. Аккуратный во всём, того же требовал и от своих подчинённых. В 1968 году руководство дистанции назначило Ивана Захаровича Трунова на самый ответственный участок работы. Он возглавлял 9-ый околоток станции Чернышевск – Забайкальский. Объем работы многократно увеличился. До Чернышевска он работал на околотках станций Шивия, Ареда, которые значительно меньше 9-го, но не в характере Ивана Захаровича уповать на трудности. Вскоре монтёры пути, работавшие под началом Трунова, начали гордиться, что они трудятся именно под его руководством. Как говорит сам Иван Захарович, каждый метр участка «прощупан руками». На околотке всегда была отличная балльность пути. В 1988 году И.З.Трунов удостоился высшей награды отрасли. Его наградили знаком «Почётный  железнодорожник», а позже он стал кавалером ордена Трудовой славы третьей степени.

Вот что рассказала о Николае Трофимовиче Лукаше, возглавлявшем коллектив дистанции пути 23 года, специалист по кадрам Елена Васильевна Рослякова: «Николай Трофимович показал себя за время трудовой деятельности грамотным специалистом, справедливым, честным, чутким и внимательным к нуждам подчинённых.

Николай Трофимович  отработал более двадцати лет начальником ПЧ-7,  затем - председателем Чернышевского поселкового совета. В 1988 году руководство министерства путей сообщения наградило его знаком «Почётный железнодорожник». В трудовой книжке Николая Трофимовича Лукаша огромное количество записей о поощрениях и наградах. Долгое время, выйдя на пенсию, он возглавлял совет ветеранов дистанции пути, районный совет ветеранов. Он – наставник молодёжи, активно участвует в общественной жизни посёлка и района».

Рассказала Елена Васильевна и о других ветеранах, кто лучшие годы своей жизни отдал   Чернышевской дистанции пути. Евдокия Петровна Мущенко пришла на предприятие в 1956 году. Начинала с монтёров пути. Заметив старание девушки, трудолюбие, руководство вскоре её назначило техником околотка. Евдокия Петровна постоянно пополняла свои знания, училась. С 1971 года по 1992 она возглавляла техотдел.

С 14 лет начал свою трудовую деятельность Анатолий Иннокентьевич Мущенко. Работал монтёром пути, в стройбригаде, наладчиком в путеизмерительном вагоне, возглавлял профсоюзный комитет дистанции.

Замечательные труженики работали и работают в Чернышевской дистанции пути. Большинство из них заслуживают внимания и похвалы.

До недавнего времени (в настоящее время его перевели на другую работу) коллектив дистанции пути возглавлял Андрей Викторович Росляков, его заместители – главный инженер Геннадий Сергеевич Молев, заместитель по текущему содержанию пути Игорь Леонидович Кожин, заместитель по кадрам и социальным вопросам Елена Васильевна Рослякова, начальник техотдела Валентина Владимировна Субботина.

Говорят, если прислушаться в тихую погоду, стоя у железнодорожного полотна, то можно услышать, как гудят рельсы. Это по ним, тысячекилометровым стальным нитям, днём и ночью идут и идут поезда, пассажирские, скорые, грузовые, пригородные, литерные…

Там, где отлично потрудились путейцы, безопасности движения ничто не угрожает.

Любовь Шемелина

На фото: в верхнем ряду слева направо: Н.И.Смолянский, И.З.Трунов, П.Т.Федько, В.Д.Порошин, А.Ф.Полуэктов. В нижнем ряду сидят слева направо: А.И.Мущенко, А.Г.Вологдин, З.И.Кондратьева, Ф.С.Швецов

Категория: ИСТОРИЯ РАЙОНА | Добавил: chernyshevsk (05.06.2016)
Просмотров: 1398 | Рейтинг: 0.0/0