Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РАЙОНА

Тихое возрождение Спаса Нерукотворенного

Тихое возрождение Спаса Нерукотворенного

№ 40 (228) от 30 сентября 2014 г., стр. 11

Пока светское и церковное руководство Забайкальского края решают, как восстанавливать церковь в селе Калинино и где брать на это средства, в Чернышевском районе, в небольшом селе Курлыч без всяких митингов, призывов, благотворительных фондов и прочей чепухи восстановили церковь Спаса Нерукотворенного.

Храм после реконструкции

В эту поездку, речь о которой пойдет ниже, я собирался давно — сразу же после того, как услышал от Виктора Ивановича Кулеша (интервью с ним вы можете прочитать в «Вечорке», № 31 от 29.08.2014 г.) о реставрации церкви в селе Курлыч. Впрочем, церковь была не единственной целью, хотелось посмотреть на то, как и чем живет район и его жители.

Но поначалу поездка никак не складывалась — то не хватало времени, то не было транспорта, то совершенно неожиданно возникали темы для командировок в другие районы. Конец сентября был определен как критический срок — либо сейчас, либо… только в следующем году.

Путник

Поездка состоялась, и во многом это заслуга моего попутчика «Путника» — Андрея Дехтярука, который сразу и очень живо откликнулся на идею поездки. Путешествия — это страсть и хобби Андрея, хотя этим сегодня никого не удивишь, но Андрей к своим поездкам относится очень серьезно и о каждой из них снимает фильм. Про фотографии и обстоятельные описания своих приключений я даже не говорю. С творчеством Андрея и его путешествиями можно познакомиться на его страничке в «Живом Журнале».

К слову, этим летом Андрей совершил пока, наверное, самое значительное свое путешествие — в одиночку проехал всю Монголию с севера на юг, с востока на запад, а затем с юга на север и с запада на восток. В общей сложности около семи тысяч километров по безлюдной и выжженной солнцем пустыне Гоби и горам Монгольского Алтая. Но не буду забегать вперед, в одном из будущих своих номеров «Вечорка» обязательно расскажет об этом путешествии.

Андрей спросил о маршруте и теме поездки. Я вкратце рассказал. Тема восстановленной церкви его заинтересовала.

— Сниму фильм, — заверил он, и мы начали собираться в поездку…

Чернышево

Будущий Чернышевск до той поры, как сюда пришла железная дорога, был частью, причем не самой крупной, Спасской станицы поселка Курлыч. Но Транссиб прошел вдоль реки Куэнга, и всего лишь спустя полвека после этого Чернышевск и Курлыч поменялись ролями — первый стал районным центром, а второй хирел и безлюдел.

Сегодня Чернышевск производит впечатление динамично развивающегося поселка. В центре кипит жизнь: многолюдье, машины и люди снуют от магазина к торговому центру, от банка к почте. На одной из центральных улиц кипит работа — бригада рабочих очищает от камней и земли проезжую часть. Чуть поодаль виднеется строящееся здание. Бросается в глаза обилие новостроек. Признак знаковый. В иных райцентрах на центральных улицах в первую очередь видишь брошенные дома, в Чернышевске же все наоборот.

Спас Нерукотворенный

Первым делом заезжаем в Чернышевский краеведческий музей — надо найти Ольгу Анатольевну Малахову, которая хорошо знает историю церкви в селе Курлыч от начала ее строительства до момента восстановления, но нас ждет неудача — Малахова ныне работает в библиотеке, а в данный момент находится в отпуске.

В музее у сотрудников времени вести с нами беседы тоже нет — вот-вот начнется мероприятие под названием «Село мое на краюшке Земли». О своей малой Родине будут рассказывать жители сел Алеур, Икшица и Укурей.

Договариваемся с директором музея Владимиром Шевченко о завтрашней встрече и едем к настоятелю местного храма отцу Андрею. Узнав, что нас интересует храм в Курлыче, он после некоторых раздумий соглашается приехать туда на следующий день, в субботу, и отслужить молебен по случаю праздника Воздвижения Креста Господня. По словам отца Андрея, пока в храме Спаса Нерукотворенного службы проходят только по воскресеньям. Для нас, получается, сделали исключение.

К селу, некогда бывшему центром станичной жизни, ведет хорошая грунтовка, 30 километров пролетают незаметно.

Храм до реконструкции

Храм Спаса Нерукотворенного — вот первое, что видишь, когда переваливаешь сопку над селом. На фоне поредевшего села с почерневшими от времени избами белоснежная церковь с золочеными куполами смотрится как картинка из другого мира. Впечатление это усиливается еще больше, когда оказываешься у стен храма.

Буквально через пять минут после нашего приезда к храму на стареньком мотоцикле с коляской подъезжает местный житель. Знакомимся. Зовут Евгений. Служит при церкви сторожем. С началом отопительного сезона будет еще и оператором храмовой котельной.

— Вот вас увидел, решил посмотреть, что делаете, — признается хранитель храма.

Немногословного Евгения разговорить удалось не сразу.

— Местных много в храм ходит?

— Есть немного, — отвечает, — но больше из других сел приезжают. Из Чернышевска едут, из Укурея, из Жирекена…

— Ого, далеко.

— … и из Сретенского района тоже приезжают.

Населения в Курлыче осталось всего ничего — 230 человек. Это официально. Реально — гораздо меньше, многие уехали на заработки или на учебу, но продолжают числиться как жители села.

При знакомстве с селом первое, что бросается в глаза — это мирно пасущиеся на улицах куры и свиньи. В других забайкальских селах, где приходилось бывать, такого видеть не приходилось.

Евгений подтверждает наши предположения

— Да, только у нас такое, в других селах воруют, — говорит он, — и в Икшице, и в Посельском, везде воруют.

Пользуясь своим служебным положением, Евгений открывает перед нами двери храма и мы входим внутрь. Светло, чисто и тихо, слышно как по крыше разгуливают голуби.

Иконостас храма

Взгляд невольно останавливается на иконостасе. Отец Андрей позже нам рассказал, что его изготовили мастера из города Шуя, что в Ярославской области. Сначала они приезжали сюда в Курлыч, сделали необходимые замеры. Установили же его совсем недавно — примерно полтора месяца назад.

Коллизии времени

Более ста лет назад храм в Курлыче строили всем миром. С близлежащих сел в огромных количествах везли яйца, их использовали для приготовления раствора. Из-под Олова везли камень. Песчаник выламывали где-то неподалеку. Кирпич делали на месте, с колокольни храма на противоположном берегу ручья Курлыч хороши еще различимы ямы, откуда брали глину. Там же кирпич формовали, а затем обжигали.

Самое же интересное, что основную часть строительных работ по возведению храма производили китайцы. Прошло сто лет и, по сути, ничего не изменилось — восстановлением храма в Курлыче вновь занимались китайцы. Как мы без них — ни построить, ни восстановить?

Незадолго до начала службы к храму подъехал трактор, привез воду для строителей.

Хозяина трактора зовут Сергеем. Из местных. На вид лет пятьдесят. Разговорились.

— Храм китайцы восстанавливали?

Сергей в ответ смеется:

— Да кто только его не восстанавливал, и китайцы, и корейцы, и не пойми кто…

Рабочие оказались корейцами, из Северной Кореи. В Забайкалье приехали из Пхеньяна и вот уже три года работают то здесь, то в Чернышевске, то в Чите. На родину в ближайшее время не собираются, здесь их все устраивает, вот только деньги домой отправлять сложно. Банковские и почтовые переводы не работают, отправлять получается только с кем-то.

Руины в Калинино

На обратном пути не могли не заехать в село Калинино. Местный храм Успения Богородицы во многом напоминает храм в Курлыче, но только более древний, да и шума вокруг него гораздо больше. Сегодня много говорят о его восстановлении, но пока дальше разговоров дело не идет. Храм продолжает разрушаться. Если честно, то лично мне кажется, что не стоит сегодня баламутить народ призывами к его восстановлению, а на все собранные до этого деньги, это около 11 миллионов рублей, провести тщательную консервацию развалин, дабы предотвратить его дальнейшее разрушение. В Риме ведь не стали восстанавливать Колизей, чтобы сделать из него спортивную арену для футбольного клуба «Лацио», его просто законсервировали и сделали популярным туристическим маршрутом. Что мешает сделать то же самое в Калинино? Впрочем, к этой теме «Вечорка» еще обязательно вернется.

Олег ТОПОЛЕВ, фото автора

www.gazetavechorka.ru

Категория: ИСТОРИЯ РАЙОНА | Добавил: chernyshevsk (08.10.2014)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0