Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РАЙОНА

Транспортная полиция Чернышевского района

Транспортная полиция Чернышевского района


Транспортная полиция – наша гордость и боль
24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ей годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ.
 
Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова.
В прошлом году, перелистывая районную газету «Наше время», я прочла статью о Валерии Хусаинове – оперуполномоченном Могочинского линейного отдела, героически погибшем в 1980 году при задержании особо опасного преступника. Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженные действия, проявленные при задержании преступника, лейтенант Хусаинов был награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Оказывается, линейное отделение полиции на станции Чернышевск-Забайкальский напрямую связано с именем Валерия Хусаинова, потому что входит в подчинение Могочинского линейного отдела МВД России на транспорте.
 Начальник отделения Севрюк Анатолий Захарович рассказал много интересного о своей работе, а в районном архиве и библиотеке я отыскала несколько статей о сотрудниках отделения, взяла интервью у ветеранов и их родственников.
 
Пусть судьба дорожная превратна,
Только главной остаётся суть:
Транспортной милиции солдаты
Выручат, помогут и спасут.
Чтобы был порядок на дороге
Часовые магистрали строги.
Грузы и людей оберегают,
Если их беда подстерегает…
                                        
 Транспортная милиция была создана 21(18) февраля 1919 года Постановлением ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» с целью поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР. Железнодорожной милиции вменялось в обязанности: борьба с кражами и другими преступлениями на станциях и в пути, с хищениями железнодорожного имущества, пресечение продовольственной спекуляции на железных дорогах, охрана порядка при скоплении публики на вокзалах и в поездах, надзор за очисткой пути и уборкой подвижного состава, оказание помощи при крушениях и продолжительных остановках поездов, привлечение населения к очистке и исправлению пути в случае снежных заносов, наводнений, крушений, вызов войска в случаях, предусмотренных особыми инструкциями, а также защита железной дороги, железнодорожных сооружений в случае нападения.
С этого «Положения …» и начался отсчёт в истории транспортной милиции, в истории, перешагнувшей девяностолетний рубеж. 
Изначально железнодорожная милиция подчинялась губернским и уездным управлениям. Однако позднее железнодорожная милиция стала создаваться при каждом управлении железной дорогой и уже не подчинялась территориальным органам милиции. На линейных станциях создавались линейные отделы, отделения и линейные пункты милиции.
На станции Пашенной был создан линейный пункт милиции, который подчинялся линейному отделению ЛОВД на станции Шилка. В штате линейного пункта были оперуполномоченные уголовного розыска, ОБХСС и два милиционера, а также начальник ЛПМ. Участок обслуживания ЛПМ растянулся от станции Укурей до станции Бушулей. Сотрудники  занимались раскрытием краж в поездах, краж перевозимых грузов, а также раскрытием преступлений, направленных против граждан. ЛПМ находился по адресу: улица Железнодорожная, 40 «А».
Мне удалось найти секретную инструкцию, которой руководствовались сотрудники милиции по борьбе с бандитизмом, датированную 1922 годом. Она содержит                        11 пунктов. На мой взгляд, самое важное следующее:      "каждый сотрудник должен следить за появлением и движением банд, не выпускать их из-под своего    наблюдения” (Секретная инструкция сотрудникам милиции по борьбе с бандитизмом,1922г. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции). Тяжелое было время, в 1922 году с нашей территории были изгнаны остатки "белых” формирований и японских воинских частей.
Наиболее сложные периоды в работе милиции относятся к периоду Отечественной войны. Наряду с обеспечением общественного порядка на милицию легли дополнительные обязательства по борьбе с мародёрами, дезертирами, распространителями ложных слухов. Десятки милиционеров добровольцами ушли на фронт, ушли и не вернулись.                      Среди них Зануда Григорий Евдокимович (оперуполномоченный пункта на станции Каганович), Зверев Константин Борисович (милиционер оперативного пункта на станции Каганович), Марьясов Константин Гаврилович (помощник командира отделения оперативного пункта на станции Каганович).
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ!
Оставшиеся милиционеры порой сутками не уходили с постов и дежурств, обеспечивая скоростной пропуск поездов на фронт.
Сложной была служба и в 1953 году (в истории это время  принято называть «холодное лето 53-го»), когда по Постановлению ЦК КПСС из мест заключения освободились тысячи политических заключенных и уголовников.
Сергей Сергеевич Бояркин вспоминает: «Во время следования эшелона с освобожденными заключенными была очень сложная обстановка на линейных станциях, так как по прибытию эшелона массы заключенных выходили на перроны, где с неимоверной жестокостью совершали различные противоправные действия: хищения, грабежи, разбойные нападения, убийства. Поэтому приходилось заранее сообщать населению и работникам транспорта о прибытии этих эшелонов. Люди вооружались дробовиками, холодным оружием, чтобы отбиться в случае необходимости. На вокзалах закрывались все буфеты, киоски, закрывался и сам вокзал, так как сотрудники (один-два милиционера и оперативный состав) не могли обеспечить правопорядок. Опасным было и сопровождение этих эшелонов для сотрудников милиции” (Бояркин С.С. Рукописные воспоминания. Из фондов архива Чернышевского отделения линейной полиции).
 
Транспортной полиции солдаты…
Самолёты - тоже их забота,
Все, от пассажира до пилота,
Верят людям в милицейской форме,
И полёт идёт как надо, в норме…
 
В 1978 году был создан линейный отдел милиции. Первым начальником его стал Николай Дмитриевич 
Дьячков . Расширились штаты,  были включены оперуполномоченные уголовного розыска, которые трудились в сфере хищений перевозимых грузов и преступлений против граждан, во главе которых стояли  Михайлов Анатолий Иванович и  Баланчук Валентин Николаевич .  Два инспектора ОБХСС –  Пётр Кондыба и Игорь Александрович Калашников . Возглавлял уголовный розыск заместитель начальника ЛОВД по оперативной работе.  Также вводится должность следователя, им стал Александр Наделяев. Увеличивается штаб милиционеров (с двух до шести). Участок обслуживания тоже увеличивается - теперь его протяжённость от блокпоста Каменный Карьер до Урюма. Линейному отделу передаётся в подчинение ЛПМ на станции Зилово.

Начальником линейного отделения внутренних дел вот уже много лет является Севрюк Анатолий Захарович. О своей работе он говорит: «Раскрытие преступлений на транспорте намного сложнее, чем раскрытие преступлений на территории, потому что поезд - это постоянно движущийся транспорт. Часто случается, что пассажира поезда кто-то обидел, ударил, обворовал и наша задача в том, чтобы собрать следственно-оперативную группу в полном составе, которая должна найти виновного, независимо от того, в какое направление надо ехать, пусть даже до Хабаровска, но преступление должно быть раскрыто. Как правило, сейчас преступления раскрываются по "горячим следам”. И ещё одна задача транспортной милиции, в отличие от территориальных органов, - это контролирование бесконечного потока грузопассажирских перевозок. Например, отправили грузовой поезд из Москвы до Владивостока. Поезд идёт из одной точки России в другую. Однако поезда могут останавливаться, стоять под пропуском, где и совершается посягательство на груз. Поэтому главная задача транспортной милиции своевременно протянуть нить, то есть установить участок, где кража произошла и приложить максимум усилий, чтобы эту кражу раскрыть».
Другое направление работы – экономическая безопасность. Экономические преступления - это преступления, которые совершаются, как правило, должностными лицами. Главная задача состоит в том, чтобы пресекать такие преступления, чтобы материальные ценности ОАО "РЖД” были в безопасности.
 
Часовые магистрали…
Пусть судьба дорожная превратна,
Только главной остаётся суть:
Транспортной милиции солдаты
Выручат, помогут и спасут.
Чтобы был порядок на дороге-
Часовые магистрали строги.
Грузы и людей оберегают,
Если их беда подстерегает.
 
Сотрудники Чернышевского линейного отделения постоянно оказываются в центре событий, происходящих в стране. Выполняли свой долг они и в годы Чеченской войны. Рыжиков Валерий Викторович уточняет: «Нас отправили на Червленно - Узловую станцию, где происходила погрузка нефтепродуктов, поэтому безопасность этого региона играла важную роль для всей России. Главным для нас было удержать мост через реку Терек, так как все грузовые поставки шли именно через этот объект».
Жена Валерия Викторовича, учитель физического воспитания в нашей школе Рыжикова Валентина Васильевна вспоминает: «Думала, что с ума сойду от неизвестности, ведь сотовой связи тогда не было. Журналисты выезжали на эту станцию, брали интервью у наших ребят, а они отвечали коротко и ясно: «У нас все нормально, родные, не переживайте».
Из горячей точки вернулись все, потерь не было. Домой живые и невредимые прибыли Александр Петрович Викулов, Вадим Сергеевич Адиянов, Валерий Викторович Рыжиков.
Начальник отделения А.З.Севрюк отмечает: "Помню ещё одну грозу, которая встряхнула железную дорогу – на китайской границе сложилась такая обстановка, где было множество фактов краж с подвижного состава. Случалось, что вагоны вскрывались и опустошались даже днём. Складывалась обстановка безнаказанности”.
Сотрудники Чернышевского отделения выезжали в                   10-дневные командировки для помощи в восстановлении порядка. Потом всё с большим размахом перебросилось на нашу Забайкальскую дорогу, в Чернышевск. Здесь в те годы было совершено около ста хищений имущества с подвижного состава путём выброса их из контейнеров. Анатолий Захарович был назначен старшим группы по борьбе с грабителями и выехал в особо криминальный тогда город Краснокаменск, где и была задержана группа грабителей из 17 человек.
Сегодня штат Чернышевского линейного отделения полиции составляет 30 человек. На вопрос: «Какие преступления на транспорте характерны в наши дни?», начальник коллектива отвечает: «Частым явлением становится терроризм. Беспокоимся о том, чтобы не произошел нигде взрыв. При обнаружении любой коробки на перронах, в поездах, контейнерах мы объявляем тревогу, сбор личного состава, оцепление территории и уничтожение подозрительного объекта». Такая уж работа у наших парней в форме, они привыкли постоянно рисковать своей жизнью ради общественного блага и спокойствия. 
Валерий Викторович Рыжиков при нашей последней встрече сказал: "Забайкальская транспортная милиция - это наша гордость и боль…. И хотя время службы в ней лишь небольшая часть наших жизней, мы можем без преувеличения сказать, что годы работы в транспортной милиции были и будут для нас всех самыми интересными и плодотворными”.
24 февраля этого года в Чите во дворце культуры железнодорожников прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 93-ей годовщине со дня образования органов внутренних дел на транспорте в системе МВД РФ. Вот уже более четверти века ежегодно в канун профессионального праздника лучшим сотрудникам уголовного розыска на транспорте вручается переходящий кубок имени лейтенанта милиции Валерия Хусаинова. В этом году такой чести был удостоен капитан полиции Максим Леонтьевич Балабанов, старший уполномоченный группы уголовного розыска Чернышевского линейного отделения. Так что нам, молодому поколению, есть кем гордиться и с кого брать пример!!!  

Анастасия Подойницына, 

фото В.Шевченко

Категория: ИСТОРИЯ РАЙОНА | Добавил: museui (15.11.2012)
Просмотров: 1301 | Рейтинг: 0.0/0