Главная » Статьи » Мои статьи |
В 1650 году казаки атамана Василия Колесникова перевалили за яблоневый хребет. «…за камнем лежит никем не заселенная страна, богатая пушниной, серебром и иными богатствами…». Летом 1652 года – поход сотника Петра Бекетова; заложен Нерчинский острог 1658 год воеводой Афанасием Пашковым; 1670 год – в русское подданство вступает Гантимур. К приходу русских на территории района жили эвенки (кочевники, которые занимались охотой и рыболовством). В степной части кочевали монгольские племена, буряты и конные эвенки (хамниганы). К концу 17 века часть эвенков переходит к оседлому образу жизни. Образовались села Мильгидун, Кумаканда, Новоильинск. Села Утан – 1743 год, Старый Олов, Алеур, Гаур, Шивия, Икшица, Поповский появились после переселения горно-заводских крестьян, которые переселяются в удобные для занятий сельского хозяйства места после того, как в 18 веке заводы приходят в упадок. (пашенные крестьяне). Для охраны края были необходимы войска. Эту миссию взяло на себя казачество. В 1851 году губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев добивается у царя разрешения на перевод заводских и пашенных крестьян в казачье сословие. На территории района создана Спасская казачья станица с центром в поселке Курлыч. Проект, на основании которого были приняты правительственные акты образования конного войска и об обращении крестьян Нерчинских заводов в казаки, был разработан восточносибирским генерал-губернатором Николаем Николаевичем Муравьевым. Он прекрасно осознавал экономическое и военно-политическое значение Забайкалья, способствовал его изучению и освоению. Он сумел убедить Николая 1 в том, что необходимо создать мощный военный потенциал на границе с Китаем. Начальным актом образования Забайкальского казачьего войска стало Положение о Забайкальском казачьем войске, утвержденное царем Николаем 1 от 17 марта 1851 года (по старому стилю). Волею царя и по идее Н. Муравьева мужиков-трудяг стали обращать в казаки: 21 июня 1851 года было утверждено «Положение о 12 пеших батальонов казачьего войска». На образовании этих батальонов поступили станичные казаки Нерчинского округа и крестьяне, приписанные к Нерчинским горным заводам, в том числе крестьяне сел Алеур, Гаур, Утан, Укурей, Поповское, Курлыч, Васильевка и Икшица. Приписка крестьян к казачьему сословию была не индивидуальной, а целыми селами. При этом село должно было отвечать определенным требованиям: во-первых, в нем должно было преобладать русское население, во-вторых, село должно было находиться в степной части Забайкалья, где каждый казак мог иметь земельный надел. Центром казачьей станицы стал поселок Курлыч. В отличие от крестьянских сел, казачьи населенные пункты стали называться поселками. В курлыченскую станицу вошли и ближайшие поселки нынешнего Сретенского района – Адом, Абрамовка, Мыгжа, Чикичей. Всего в станице было двенадцать поселков. Для обучения казаков искусству верховой езды и сабельной рубке с Дона были присланы казачьи урядники. Летом 1852 года состоялся первый смотр З.К.В., который продемонстрировал успехи в его формировании. Муравьев Н.Н. по этому поводу писал, что «пешие войска, построенные в дивизионные колоны, давали довольно чистые повороты, развертывали фронт… и это всё только через несколько дней ученья, прямо из своих изб и из-за сохи… Кавалерия же превзошла все мои ожидания «. Шестого декабря 1852 года четырем русским конным полкам и 12 пешим батальонам были пожалованы знамена. Получив знамена, Забайкальское казачье войско признавалось уже не только как сила, предназначенная нести пограничную службу, но и как организация, способная выступить на защиту Родины в открытом бою. Забайкальские казаки
участвовали в Крымской
войне 1853- В каждом поселке Курлыченской станицы были герои, награжденные Георгиевскими крестами разных степеней. А полными Георгиевскими кавалерами стали Чупров Прокопий Иванович (русско-японская война) и Рожнев Михаил Дмитриевич (первая мировая война). С 1891 года 17 марта стали отмечать официальный праздник ЗКВ – день утверждения Положения о Забайкальском войске, который совпал с праздником Алексея Божьего человека-покровителя забайкальского казачества. В этот день проводился войсковой круг, торжественные парады с выносом знамен, смотры казаков, торжественные молебны со звоном колоколов. В каждой станице казаки выстраивались в полной форме при шашках. Атаман в торжественной речи поздравлял казаков. После этого самого атамана и стариков – казаков начинали качать-подбрасывать вверх. «Спасибо за честь, казаки!» - благодарили атаман и старики и жертвовали казакам деньги. Затем казаки строем проходили мимо станичного населения. БЫТ ЖИТЕЛЕЙ. Первые избы были рублены топорами. Топились они по черному. Половицы были из сосновых плах (обтесанные с одной стороны бревна). В избе вдоль стен стояли длинные лавки, чурки заменяли табуретки. Из мебели были только сундуки с немудреным богатством: одежда, горшки. Чашки и ложки были деревянные, много было берестяной посуды. Муку мололи ручными жерновами. Ткали на деревянных станках. Соль добывали на соленых озерах. Хозяйство было натуральным. Орудия труда были примитивными: сохи, вилы, ступы. Занимались в основном охотой и рыбалкой. Корякина О.М. - сотрудник музея. | |
Просмотров: 1728 | |